Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

От редакции Вестника

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

 

СБЕРЕЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАК ИСТОЧНИК РОСТА ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА

Т.А. Найденова

В статье рассматривается один из источников роста финансовых ресурсов региона - сбережения населения. Анализируется соотношение денежных доходов и расходов населения Республики Коми. Приведена структура денежных доходов населения Республики Коми. Выделены причины препятствующие трансформации сбере­жений населения в инвестиции. Автором сделан расчет увеличения объема финансовых ресурсов за счет прироста вкладов в банках и сокращения расходов за пределами республики и прироста наличных денег на руках у населения.

По мнению автора, в Республике Коми существует потенциальная возможность прироста инвестиционных ресурсов за счет вовлечения денежных средств, находящихся на руках у населения в финансовый оборот.

Сбережения населения являются важным инвестиционным источником, поэтому изучение процессов, связанных с трансформацией денежных сбережений в инвестиции и выработка на этой основе рекомендаций для хозяйствующих субъектов по эффективному использованию ресурсов денежных сбережений населения в инвестиционных целях, имеет и теоретическую и практическую ценность. В данной статье будут проанализированы основные тенденции в динамике денежных сбережений и пути  укрепления механизма трансформации денежных сбережений населения в инвестиции  по материалам Республики Коми.

Рассмотрим соотношение денежных доходов и расходов населения РК за 1998-2003 годы.

Таблица 1

Соотношение доходов и расходов населения Республики Коми[1], млн. руб

Показатели

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Доходы населения

19032,7

28519,2

39589,7

60463,2

76403,4

91634,4

Расходы населения

14355,1

21460,4

30415,6

47301,5

61032,4

76735,0

В т.ч. сбережения

781,4

1974,0

4141,6

6377,6

10345,2

14325,4

Превышение доходов над расходами

4677,6

7058,8

9174,1

13161,7

15371,0

14899,4

В 1998 г. сбережения составляли 781,4 млн.руб.,  в 2003 г. они возросли в  18,3 раза и составили 14325,4 млн.руб.  Объем денежных доходов населения, направленных в различные  формы  сбережений, в 2003 г.  по сравнению с 2002 г. вырос на 1,8 млрд. руб. или на 17,4 % и, составив 14325,4 млн. руб., сравнялся с объемом  республиканского бюджета. Увеличение размера сбережений свидетельствует о повышении сберегательной активности населения.   К тому же произошли изменения в структуре сбережений.

Рассмотрим структуру денежных доходов населения Республики Коми за 1998-2003 годы.

Таблица 2

Структура использования денежных доходов населения[2], %

Показатели

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Денежные расходы-всего

100

100

100

100

100

100

В том числе:

 

 

 

 

 

 

Покупка товаров

52,5

51,0

49,9

51,5

49,2

49,3

Оплата услуг

11,4

9,2

8,7

8,9

9,8

11,0

Обязательные платежи и взносы

7,4

8,1

7,8

7,2

7,4

7,8

Сбережения

4,1

6,9

10,4

10,6

13,5

15,6

Расходы за пределами республики и прирост денег на руках  у населения

24,6

24,8

23,2

21,8

20,1

16,3

Данные таблицы свидетельствуют о росте удельного веса сбережений с 4,1 % в 1995 г. до 15,6 %  в 2003 г.  в общей сумме расходов населения, снижении доли  расходов за пределами республики и прироста денег на руках у населения, что является позитивными моментами для экономики республики. Около 20 % доходов  остается в виде наличных денег у населения или частично расходуется за пределами республики.

Влияние депозитов населения на происходящие эконо­мические процессы многообразно. Во-первых, привлеченные денежные доходы населения в виде вкладов выступают в ка­честве источника ресурсов кредитных организаций, необхо­димых для их деятельности. Во-вторых, они влияют на про­цессы, происходящие на валютном, товарном рынках, рынке недвижимости и т.д. В-третьих, они играют большую роль в образовании инвестиций в экономике. Быть источником инвестиций          - одна из важнейших функций денежных сбережений населения. Инвестициями они становятся только после того, как превратятся в инвестици­онные кредиты или в инвестиционные ценные бумаги (ак­ции, облигации, векселя со сроком гашения более года и т.д.).

По нашим оценкам, несмотря на рост денежных доходов населения, уровень вовлекаемых в финансовый оборот средств в общей сумме денежных доходов населения крайне невелик. В 2003 г. он составил 5,3 % от всей суммы сбережений. Существует ряд причин препятствующих  трансформации сбере­жений населения в инвестиции:

1.      имеют место такие альтернативы использования сбережений на­селения, которые способствуют  разрыву между общим объемом сбережений и инвестициями. К ним относятся: вложения в недвижимость, иностранную  валюту, потребитель­ские кредиты, денежные средства на расчетных счетах физи­ческих лиц, “деньги в чулках”, золото и другие драгоценные металлы, вложения в страховые компании и в небанковские кредитные организации.

2.      произошли значительные изменения в струк­туре использования денежных средств населением. Так, % в 1998 г. на покупку товаров и услуг уходило от 52,5% от всех доходов, в 2003 г. - 49,3 %,  на обязательные платежи и разнообразные взносы — от 7,4 % в 1998 г. до 7,8 % в 2003 г., остальные виды расходов занимали небольшую долю. При этом ценные бумаги население республики практически не покупало, что связано с высоким риском и низкой инвес­тиционной доходностью таких вложений (на рынке ценных бумаг происходят постоянные скачки цен, финансовое поло­жение многих предприятий не позволяет надеяться на мини­мальный уровень доходов для мелких инвесторов). В 2003 г. удельный вес “потенциальных покупателей ценных бумаг” повысился с 19,7 % в 2001 г. до 25,8 % в 2003 г. Население республики  в большей степени, чем прежде, готово  приобретать акции или корпоративные облигации ведущих акционерных обществ. Однако предложение  корпоративных ценных бумаг на финансовом рынке отстает от спроса на них.

В 1998 г. доля сбережений во вкладах в струк­туре использования денежных средств составляла 0,9 %,  а доля покупки иностранной валюты 2,9 %. В 2003 г. наблюдается обратная тенденция – 4,8 % составляет прирост вкладов, 2,3 % - покупка валюты,  что свидетельствует о частичном восстановле­нии склонности населения сберегать свои денежные средства во вкладах кредитных организаций. Уровень вложений населения во вклады и уровень приобретения иностранной валюты  в Республике Коми несколько ниже, чем по России в целом. В 2003 г. по сравнению с 1998 г. сократился удельный вес  сбережений, идущих на покупку валюты. Тенденция вложения свободных средств в валюту была  обусловлена сложившимся психологи­ческим фактором — “бегством от рублей”. Иностранная валю­та в глазах населения (особенно в 1998 г.) стала “убежищем” от денежных кризисов. Начиная с 2001 г. ситуация меняется: сокращается вложение сбережений в покупку иностранной валюты.

В  2002 г. уровень инфляции в республике составил 14,6%.  При имеющихся процентных ставках на рынке депо­зитных услуг Республики Коми реальный доход приносили полу­годовые, годовые и трехлетние вклады (трехмесячные вклады только компенсировали уровень инфляции). В связи с тем, что ставка рефинансирования упала до 14%, упали и процентные ставки по вкладам и только го­довые и трехлетние вклады стали компенсировать сложив­шийся уровень инфляции. Низкие ставки процента по депозитам не способствуют привлечению денег населения в банки. Кроме того, существует проблема защиты вкладов  населения.

Реально функциони­рующим механизмом защиты банковских частных вкладчи­ков является государственное гарантирование возврата вкладов в банках, в уставном капитале которых государству при­надлежит более 50% голосующих акций. Таких банков в Рос­сии несколько, но реально действующих на рынке сберегательных услуг два: Сбербанк России и Внешторгбанк. После­дний имеет очень маленький объем вкладов, а объемы вкладов Сбербанка занимают значительную долю в общем объеме депозитов населения. По другим кредитным организациями России защита вкладов населения  может быть осуществлена в форме страхования вкладов.

Для вовлечения денежных сбережений населения в финансовый оборот республики необходимо  создание законодательной базы, гарантирующей полную сохранность и возврат вкладов населения с целью укрепления доверия населения к банковской системе и обеспечения стабильности депозитных вкладов.

Разработка эффективной политики  государства по развитию рынка ценных бумаг,  позволяющего диверсифицировать ресурсную базу кредитных организаций; совершенствование налогового законодательства в части налогообложения  доходов, полученных от организованных форм сбережений населения;  расширение спектра сберегательных услуг и других банковских технологий будут способствовать трансформации денежных доходов населения в инвестиции.

Сокращение расходов за пределами республики и прироста денег на руках у населения через изменение структуры продаж на территории региона, инвестирование средств, собранных на территории региона в собственные предприятия, развитие сферы услуг на территории региона будет способствовать росту вкладов населения в коммерческих банках и увеличению общего объема финансовых ресурсов. 

Таблица 3

Расчет  увеличения объема финансовых ресурсов за счет прироста вкладов в банках и сокращения расходов за пределами республики и прироста наличных денег на руках у населенияx

 

2003

2004

2005

2006

Доходы населения, млн. р.

91634,4

109960

131952

158343

Сбережения населения, млн .р.

14325,4

17190

20628

24753

В т.ч. прирост вкладов и приобретение ценных бумаг, млн. р.

4390,0

4829

5311

5843

прирост вкладов и приобретение ценных бумаг, %

5

5

5

5

Темпы роста расходов за пределами республики  и прироста денег на руках у населения

-3,0

-3,0

- 3,0

-3,0

Финансовые ресурсы без учета прироста вкладов, млн. р.

50681

55749

61324

67456

Финансовые ресурсы с учетом прироста вкладов населения

60310

71768

85404

101631

xРасчет автора

Сокращение расходов за пределами республики и прироста денег на руках у населения на 3 % приводит к увеличению прироста вкладов населения на 5 %, что позволяет увеличить общий объем финансовых ресурсов на 9 %. 

Таким образом, в Республике Коми существует потенциальная возможность прироста инвестиционных ресурсов за счет   вовлечения денежных средств, находящихся на руках у населения в финансовый оборот.

От того, кто станет  ведущим субъектом  - посредником трансформации внутренних сбережений в инвестиции – банки или небанковские структуры, зависит характер дальнейшего  развития экономики страны. Для экономического роста более привлекательным вариантом являются банки. Но в этом случае остается актуальными остаются восстановление доверия населения к инвестиционным посредникам и  совершенствования законодательной базы, гарантирующей полную сохранность и возврат вкладов населения.

 Разработка эффективной экономической политики государства в направлении развития рынка ценных бумаг,  совершенствование налогового законодательства в части налогообложения  доходов, полученных от организованных форм сбережений населения, расширение спектра сберегательных услуг и других банковских технологий делают трансформацию денежных доходов населения в инвестиции более эффективным процессом.

 

 


[1] Социально-экономическое положение Республики Коми. Доклад. Сыктывкар. Госкомстат Республики Коми. 2004. С. 169.

[2] Там же, С. 185.