Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

От редакции Вестника

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ЗАЩИТЫ КОМПАНИЙ ОТ ВРАЖДЕБНЫХ ПОГЛОЩЕНИЙ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА

А.В. Кузнецов

В работе рассматриваются основные направления совершенствования механизмов защиты компаний от враждебных поглощений. Наибольшее внимание уделено мероприятиям по реформированию законодательства, включая законодательство об ответственности судей в борьбе с коррупцией в судейском корпусе, создание специализированного Суда корпоративного управления, поправки в закон «Об акционерных обществах», поправки в законодательство об исполнительном производстве, а также о добросовестном приобретении акций и др.

На наш взгляд в целях совершенствования механизмов защиты компаний от враждебных поглощений необходимы следующие мероприятия по реформированию законодательства:

1. Борьба с коррупцией в судейском корпусе. «Силовые поглощения » практически всегда  сопровождаются решениями и определениями судей из одних и тех же регионов. Секрет прост – «захватчики» имеют в этих регионах большой вес,  в них расположены их крупнейшие предприятия, на ключевых постах работают ими поставленные чиновники, «карманные» судья. Нам не известен ни один судья, выносивший незаконные решения и необоснованные определения в этих регионах для поддержания «силовых поглощений», который был бы лишен своих полномочий квалификационными коллегиями судей, не говоря уже о привлечении судей к уголовной ответственности за взяточничество.  Мы считаем, что истоки проблемы судейской коррупции надо искать в законодательстве об ответственности судей. На практике для того, чтобы судья подвергся дисциплинарному взысканию, был лишен своих полномочий, требуется решение соответствующей региональной квалификационной коллегии, принятое двумя третями голосов членами коллегии. Коллегия вправе делегировать изучение жалобы пострадавших от действий этого судьи лиц председателю суда, в котором работает судья.

На практике дела часто «затухают» на уровне председателей судов. Квалификационные коллегии очень редко соглашаются снять судью с должности. Таким образом, безнаказанность развращает, меняет мышление людей, вовлекает все больше участников в коррупционные схемы.

Мы убеждены, что многие судьи, если наказание и  возможность лишиться должности будут реальны, откажутся от порочной практики, уровень коррупции в судейской практике снизится. Полагаем необходимым изменить систему привлечения судей к дисциплинарной и уголовной ответственности.

Мы полагаем, что законодательство должно требовать от судей и их ближайших родственников представления деклараций о доходах. Часто взятки дают через родственников путем заключения контрактов на оказание последними консультационных услуг компании-захватчику или связанным с ней структурами. Подобный контроль над доходами, включая контроль за происхождением денежных средств у родственников судей, поможет выявить подозрительное обогащение судей, будет способствовать возбуждению уголовных дел и исключению из судейского корпуса судей-взяточников. Данная рекомендация в равной мере относится к судебным приставам, работникам прокуратуры и органов внутренних дел, российскому чиновничеству. Реальная жесткая борьба с коррупцией в судейском корпусе должна стать первоочередной задачей руководства страны.

2. Создание специализированного Суда корпоративного управления.   На наш взгляд было бы целесообразно создать специализированный суд корпоративного управления, который бы являлся частью судебной системы РФ. Данный суд должен состоять из профессиональных независимых судей, специализирующихся в данной области, что позволило бы наиболее быстро и эффективно решать споры, связанные с корпоративным управлением. Для создания такого суда нужно принять специальный конституционный закон.

В законе следует определить категории дел, подлежащих рассмотрению в данном суде, и отдельные аспекты ведения процесса. Важным элементом работы такого суда было бы обеспечение публичности при отправлении правосудия, в том числе предоставление любым заинтересованным лицам доступа к определениям и решениям специализированного суда корпоративного управления посредством размещения последних на всеобщее обозрение на сайте в сети Интернет.

3. Поправки в закон «Об акционерных обществах». Все «силовые захваты» сопровождаются проведением компанией-захватчиком общего собрания акционеров и избранием своего совета директоров, который избирает своего генерального директора. По закону «Об акционерных обществах» для проведения внеочередного собрания акционеры, владеющие десятью и более процентами голосующих акций, должны направить требование о проведении собрания действующему совету директоров. Совет директоров в течение пяти дней проверяет предложенную акционерами повестку дня на соответствие ее законодательству и назначает дату общего собрания. Совет директоров вправе отказать в проведении собрания, если вопросы повестки дня противоречат законодательству или менее десяти процентов акционеров представили требование.

На практике совет директоров требования не получает и в проведении собрания не участвует. Компания-захватчик проводит собрание со своей повесткой, нанимает для подсчета голосов стороннего регистратора (как правило, ею же контролируемого). После этого собрания подтверждается определениями или решениями судов, о которых компания-цель и ее законный менеджмент не предполагают. Проведение незаконного собрания (с нарушением процедуры) влечет создание двойного менеджмента.

Представляется необходимым внесение в п.6 ст.55 Закона «Об акционерных обществах» поправки, согласно которой общее собрание акционеров, проведенное без согласия совета директоров и в нарушение процедуры созыва, не может иметь юридические последствия, то есть все решения, принятые на нем ничтожны, а органы управления на нем сформированные, не имеют полномочий. Данная норма позволит существенно ослабить позиции «захватчиков» уже на начальном этапе незаконной атаки.

Дополнительно в Законе «Об акционерных обществах» предлагаем определить, какие действия считаются достаточными для того, чтобы требование о проведении внеочередного собрания акционеров считалось «предъявленным» совету директоров.

В соответствии со ст.78 Федерального закона «Об акционерных обществах» крупная сделка - это сделка более 25% балансовой стоимости активов акционерного общества. Заключение крупных сделок находится в компетенции совета директоров. Принятие решений по сделкам до 25% балансовой стоимости активов компании находится в компетенции  менеджера, что создает ему условия для вывода активов. На наш взгляд,  использование балансовой стоимости активов предприятия в качестве расчетной базы определения крупной сделки представляется экономически необоснованным по причине того, что балансовая стоимость не является стоимостью реальной, близкой по определению к рыночной стоимости. Менеджер в этих условиях имеет возможность манипулировать стоимостью имущества в сторону ее увеличения или уменьшения. Мы предлагаем внести изменения в ст. 78 Федерального закона “Об акционерных обществах” и в качестве критерия определения крупной сделки использовать процент от стоимости собственного капитала компании, в состав которого входит: акционерный капитал (уставный капитал акционерного общества), добавочный капитал, резервный капитал и прибыль. В течение года размер акционерного капитала не меняется в соответствии с действующим законодательством. Размер добавочного капитала в процессе реформирования баланса присоединяется к размеру акционерного капитала. Резервный капитал образуется в размерах и в порядке, утвержденном собранием акционеров. С нашей точки зрения, крупной сделкой необходимо считать сделку, составляющую более 5% стоимости собственного капитала компании. Подобное изменение  в законе “Об акционерных обществах” существенно усилит контроль над деятельностью менеджеров в отношении крупных сделок и снизит возможность вывода активов.

4. Поправки в законодательство об исполнительном производстве. В «силовых поглощениях» всегда главная цель компании-захватчика – быстро заполучить контрольный пакет акций предприятия-цели пока первоначальные решения судов не были оспорены владельцем контрольного пакета акций. Согласно статье 59 Федерального закона № 119-ФЗ от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве» судебные приставы имеют возможность выбирать между реализацией акций, принадлежащих должнику, и денежными средствами на депозитных и иных счетах должника. Практика показывает, что судебные приставы во всех «силовых поглощениях» в минимальные сроки реализуют акции компании-захватчику или связанным с ней лицами. Они утруждают себя поездками по России к месторасположению регистратора общества, организуют хлопотные торги; это при том, что денежные средства на счетах должника, как правило. могут вполне удовлетворить исковые требования. При этом в нарушение законодательства судебные приставы не предлагают должнику добровольно исполнить решение суда.

По нашему мнению, необходимо изменить ст. 59 указанного закона таким образом, чтобы реализация акций происходила во вторую очередь. В законе следует предусмотреть нормы, не позволяющие судебному приставу-исполнителю формально относиться к данному требованию – пристав должен проверить все банковские счета общества должника на наличие на его счетах достаточных денежных средств для оплаты присужденных судом денежных сумм.

5. Добросовестное приобретение акций и бездокументарная форма ценных бумаг. В России необходимо пересмотреть концепцию добросовестного приобретения акций, установив ограничения, не позволяющие «захватчикам» использовать данное понятие как щит. Необходимо также дополнить закон несколькими нормами, гарантирующими возврат акций (возможность их истребовать и получить) в бездокументарной форме их законному владельцу.

Предложенные нами поправки в законы, в случае их принятия, а также жесткая борьба верховной власти с судебным произволом и коррупцией будет способствовать  борьбе с недружественными поглощениями.