Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

От редакции Вестника

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДОСТУПНОСТЬ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Г.А. Князева

В статье исследуются методические подходы к экономической оценке лесных ресурсов. По мнению автора, действующая расчетная лесосека экономически не обоснована и создает иллюзию избытка лесных ресурсов. Уделено внимание Концепции устойчивого лесоуправления и лесопользования Республики Коми. Приведена схема определения экономически доступных лесных ресурсов.

Приведены методики определения лесной ренты. Наибольшее внимание уделено методике исчисления рентных платежей, разработанной профессором А.П. Петровым. Рассмотрены подходы к формированию рентных платежей с точки зре­ния цены конечной продукции.

Наличие лесных ресурсов обеспечивает условия организации самых различных производств по заготовке и переработке древесины.

По данным последнего (1993 г.) учета общий запас лесов государственного лесного фонда Республики Коми составляет 2,8 млрд.куб.м., что превышает запасы леса многих стран с развитым лесным сектором.

В Европейской части России Республика Коми среди всех субъектов Федерации занимает первое место по основным показателям государственного лесного фонда.

Однако уровень лесопользования по сравнению с субъектами, относящимся к многолесным районам, самый низкий. Расчетная лесосека рубок главного пользования в целом по республике определена на уровне 26,6 млн.куб.м. В связи со спадом лесозаготовок ее использование снизилось с 75% в 1990 г. до 24,2% в 2003 г. В удаленных от перерабатывающих предприятий лесхозах, где отсутствует сеть лесовозных дорог, этот показатель не достигает 10%. Практика лесопользования в республике показывает, что реально лесопользование сосредоточено в экономически доступных лесах, имеющих транспортную сеть и запас древесины не менее 100 куб.м. на га. В то же время существующая методика расчета ежегодных норм главного пользования лесом (расчетная лесосека) ориентирована на вовлечение в рубку всех эксплуатационных лесов с запасом 40 и более куб.м. на га.

Таким образом, действующая расчетная лесосека экономически не обоснована и создает иллюзию избытка лесных ресурсов.

В Концепции УУЛ для обоснования и расчета потенциальных объемов лесопользования предлагается ограничить ее размер текущим приростом экономически доступных лесов.[1]

Экономически доступный объем определять по следующей схеме:

1.  действующая расчетная лесосека - 26,6 млн.куб.м.

2.              то же без низко продуктивных лесов - биологически эффективная лесосека,

3.              то же без лесов первой группы - потенциальная экономическая расчетная лесосека,

4.              то же без лесов транспортно трудно доступных - реальная
экономическая расчетная лесосека.

Рассмотрим понятие «экономически доступные лесные ресурсы» по проф. А.П. Петрову и в качестве иллюстрации приведем проведенные по предложенной им методике расчеты, в которых участвовал аспирант СЛИ Ю. Коданев.

«Экономически доступные лесные ресурсы» - лесные ресурсы, освоение которых возможно при условии, когда значение лесной ренты равно или превышает нормативные затраты на воспроизводство, охрану и защиту лесов.[2]

Приведем схему, по которой можно наглядно представить, как из потенциальных лесных ресурсов, принятых по данным государственного лесного кадастра, лесоустройства, определяются экономически доступные лесные ресурсы. Как видно из схемы, одной из составляющих расчетов является критерий экономической доступности лесных ресурсов.

Рис.1. Определение экономически доступных лесных ресурсов

В определении критерия экономической доступности нет разночтений у исследователей, которые работают в этом направлении. Критерием выступает «лесная рента».

«Лесная рента» - величина лесного дохода на единицу используемого лесного ресурса, принадлежащего собственнику лесного фонда.

Однако, анализ известных на сегодняшний день исследований в этой области, свидетельствует о некоторых различиях в методических подходах и в информационном наполнении определения лесной ренты.

Нам известны:

-        «Методика экономической оценки лесных ресурсов и лесных земель», разработанная в г. Архангельске СЕВНИИЛХ, 2003 г.[3],

-        «Методика рентной оценки древесных ресурсов леса (Фонд «Серебряная тайга», С.В. Починков, 2002 г. г. Сыктывкар)[4];

-        Методы формирования рентных платежей в лесопользовании (Сыктывкарский лесной институт);

-        «Методика оценки экономической доступности ресурсов древесины на региональном и местном уровнях» (авторы д.э.н. А.П. Петров и к.э.н. Г.Н. Филюшкина)[5].

Целью данной публикации не является анализ различных методик, а доказательство наличия методических подходов к экономической оценке лесных ресурсов и необходимость использования их в практике обоснования лесопользования.

Для Республики Коми были проведены расчеты по двум из вышеперечисленных методик С. В. Починкова, А.П. Петрова. Они не ставили перед собой задачу оценить экономическую доступность древесных ресурсов по региону, решалась близкая задача - определение рентных платежей.

Починков проводил исследования в Лоемском лесничестве Прилузского лесхозе. Им определялась корневая (рентная) стоимость запасов древесины по древостоям (выделам) и способам рубки. По результатам исследований делается такой вывод, что «благодаря бескорыстной работе матери-природы можно получить немалые даровые сверхдоходы. И чем щедрее природа (и выше уровень экономического развития!), тем легче богатеет собственник природных ресурсов. Но можно остаться и с убытками - если плохо считать и не знать, что разница между товарной стоимостью стволов и затратами на их заготовку может быть отрицательной (еще раз заметим, что эта разница, положительная или отрицательная, и есть лесная рента-все предельно просто): «Искусство лесо-управления в конечном счете состоит в том, чтобы брать у природы только те ресурсы, которые на данный момент имеет положительную ренту, и делать это так, чтобы лесопользование всегда оставалось неистощительным и в максимально возможной степени сохранялись природоохранные функции леса». Это и значит долговременно поддерживать баланс экономических и экологических интересов - управлять лесом устойчиво. Такому искусству учит рентный анализ лесных ресурсов.

Для всей республики в 2000 г. были проведены исследования по Методике исчисления рентных платежей, разработанной профессором А.П. Петровым. Для одиннадцати лесоэкономических районов республики рассчитаны ставки рентных платежей в зависимости от рентообразующих факторов и технологий лесозаготовок. На основе полученных результатов можно определить экономически доступные к эксплуатации участки и участки, которые при существующих рентообразующих факторах недоступны.

Остановимся подробней на этой методике.

Формула лесной ренты представлена в следующем виде: лесная рента определяется как разница между рыночной ценой на конечную лесопродукцию и затратами на ее производство с учетом обеспечения нормативной прибыли на капитал (в затраты на производство не входят платежи на лесные ресурсы), т.е.:

r = ((P0 – R1 – С1)/m) – T – R2(хi) – C2(хi),

где r – лесная рента, P0 - рыночная цена конечной продукции, вырабатываемой из древесины; R1 - нормативная прибыль в производстве конечной продукции; С1 - нормативные издержки на производство конечной продукции; m - расход древесного сырья на единицу конечной продукции; Т - транспортные расходы по доставке круглых лесоматериалов, исчисляемые по действующим тарифам; C2i) - нормативные затраты на заготовку древесины в зависимости от рентообразующих факторов (х,);R2i) - нормативная прибыль в лесозаготовительном производстве в зависимости от рентообразующих факторов.

Основой для расчета нормативов затрат на лесозаготовках должны стать следующие показатели:

1.  трудоемкость.

2.              энергоемкость

3.              капитало- или фондоемкость.

При этом каждый из названных показателей должен быть функционально связан с характеристиками и условиями освоения лесных ресурсов.

Существует два подхода к формированию рентных платежей с точки зрения цены конечной продукции:

1.  Продукция может быть представлена лесоматериалами, реализуемыми либо в лесу, либо на нижних складах (пиловочник, балансы, фанерный кряж и др.);

2.              Конечная продукция переработки (пиломатериалы, целлюлоза, бумага, фанера).

Затраты на производство конечной продукции могут приняты либо по фактическим данным, если производство представлено предприятиями, работающими с полным использованием производственных мощностей, либо по нормативам, учитывающим зависимость затрат от уровня использования производственной мощности. Для целлюлозно-бумажных предприятий, где это обусловлено технологическими различиями, нормативы затрат должны быть дифференцированы по породам, а в лесопилении - по породам и диаметру распиливаемого сырья.

В сравнении с деревопереработкой экономические показатели лесозаготовок подвержены большому влиянию лесорастительтных и природных факторов, что делает применение в расчетах платежей фактических издержек и фактической фондоемкости нецелесообразным. Для этих целей должна применяться система нормативов затрат и результатов, увязанных с характеристиками лесных ресурсов и условиями их освоения.

Использование нормативных затрат позволяет:

-        Учесть влияние разнонаправленных рентообрзующих факторов на производительность мобильных факторов (труда и капитала);

-        Исключить влияние субъективных факторов;

-        Дифференцировать уровень ренты по рентообразующим факторам;

-        Сделать ренту измерителем эффективности использования лесных ресурсов.

Методика определения нормативных затрат позволяет вносить постоянные коррективы в величину нормативов затрат на лесозаготовках при изменении цен на производственные ресурсы (труд, энергию, капитал), а следовательно управлять процессом формирования платежей за лесные ресурсы в интересах пользователей.

Издержки на лесозаготовках формируются под влиянием двух групп факторов:

-        Производственных, в основе которых лежат нормы потребления ресурсов   (трудоемкость,   материалоемкость,   энергоемкость   и   фондоемкость).

-        Общеэкономических, представленных ценами ресурсов (ставки оплаты труда, цены на материалы, топливо, энергию, нормы амортизации основных фондов).

Условия экономической доступности лесных ресурсов выражается неравенством, представленном в формуле:

r      S + Rf

где S - нормативные затраты в лесохозяйственном производстве, руб./мЗ;

Rf - нормативная прибыль в лесохозяйственном производстве, руб./мЗ.

Лесная рента должна быть больше или равна сумме нормативных затрат в лесохозяйственном производстве (минимальных ставок лесных податей) и нормативной прибыли в лесохозяйственном производстве.

Разница между лесной рентой и минимальной ставкой лесных податей должна принадлежать бюджету субъекта Федерации.

Как уже отмечалось выше, для Республики Коми сотрудниками ВИПКЛХ, который возглавляет профессор А.П. Петров, произведены расчеты лесной ренты для 11 лесоэкономических районов по состоянию на 2000г. Экономическая доступность лесов по приведенной выше методике была рассчитана для лесхозов Новгородской области совместно с Европейским Институтом Леса.

В настоящее время нами произведена актуализация этих данных по состоянию на 1 ноября 2004 г. Данные представлены в таблице. Таким образом, на сегодняшний день в республике имеются предпосылки для ведения рентных платежей за пользование лесом.

Составить карту экономической доступности для каждого квартала, выдела возможно. ГИС -технологии позволяют планировать лесопользование на принципиально новой основе:

-        При помощи геоинформационных технологий возможно повышение эффективности лесопользования за счет расчета стоимости древесины а зависимости от ее реального расположения;

-        Технологии сетевого анализа позволяют оценить каждый выдел от его расположения по отношению к транспортным путям и минимальных лесных податей;

-        Методы геостатистики позволяют точно спланировать лесопользование с учетом большого количества факторов: экономических, экологических и социальных,

-        Возможно   осуществить   материально-денежную   оценку   лесного фонда лесхоза (лесхоза в целом, лесничества, выдела, делянки).

В настоящее время по заказу фонда «Серебренная тайга» определяется наиболее приемлемая экономической доступности участков лесного фонда Республики Коми по состоянию на 2004 г.

Непременным условием для реализации предложенной схемы оценки экономической доступности лесопользования должно стать законодательное обеспечение процедуры предоставления лесоопользователями органам государственного управления лесами коммерческой информации, необходимой для выполнения всех требуемых расчетов. В Концепции УУЛ высказано предложение о создании Центра рентной оценки лесных ресурсов, который бы выполнял функции методического и информационного сопровождения и держателя достоверной информации по экономически доступным лесным ресурсам.

 

 


[1] Концепция устойчивого лесоуправления и лесопользования Республики Коми. -Сыктывкар., 2004. - С.24.

[2] Петров А.П. Рентные платежи - действенный механизм повышения доходности лесопользования // Использование и охрана природных ресурсов в России.2002. №3. С.82-84

[3] Чупров Н.П. Формирование платы за древесину на корню и определение экономической доступности древесных ресурсов // Лесное хозяйство.2003.№4.С.22-24

[4] Починков С.В. Лесной доход и организация лесопромышленного производства // Лесное
хозяйство.2002.№4. С.20-25.

[5] Петров А.П. Рентные платежи - действенный механизм повышения доходности лесопользования // Использование и охрана природных ресурсов в России.2002. №3. С.82-84.