Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

От редакции Вестника

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА АМОРТИЗАЦИИ В ЭНЕРГЕТИКЕ

И.Г. Каптейн

В работе рассматриваются вопросы амортизационной политики в энергетике. Анализ амортизационной политики российской промышленности в период рыночных преобразований позволил автору выявить и сгруппировать негативные тенденции. Уделено внимание критическому техническому состоянию значительной  части основных фондов. По мнению автора, идет быстрый процесс старения оборудования и в ближайшие годы потребуется вывод из баланса огромного объема генерирующих мощностей.   

Сформулированы направления совершенствования механизма амортизации в энергетике, отражающие особенности воспроизводства основных фондов данной отрасли.

Основное назначение амортизационной политики состоит в управлении амортизационным фондом, который в свою очередь входит в число важнейших источников собственных инвестиций предприятия.

Амортизация – это важный финансовый инструмент обновления и повышения технического уровня основных фондов, особенно их активной части оборудования.

Практически повсеместно в мире государство использует амортизационную политику для стимулирования обновления основного капитала, принимая прямое или косвенное участие в разработке механизмов амортизации для ключевых отраслей народного хозяйства, кроме того, в большинстве стран амортизационная политика играет существенную роль в стимулировании НИОКР.

В странах с развитой рыночной экономикой в структуре собственных средств промышленных предприятий доля амортизационных отчислений составляет от 50 до 70%. В России тенденции развития материально-технической базы промышленных предприятий имеют обратный характер.

Либерализация амортизационной политики, наблюдаемая в последнее время не  создает достаточных предпосылок для совершенствования процесса воспроизводства основных фондов. В условиях ухудшения общей экономической ситуации в стране, предприятия стали отдавать приоритет краткосрочным интересам в ущерб стратегическим задача, к которым относится и обновление основных фондов.

Проблема изношенности основных фондов - есть проблема эффективности инвестиций в экономику, однако до сих пор амортизационная политика предприятий является предметом государственного контроля за себестоимостью продукции, а не способом качественного воспроизводства основных фондов. В свою очередь промышленные предприятия продолжают относиться к этому инвестиционному источнику как к статье затрат.

Показатели же морального износа, т.е. технологической отсталости просто не могут быть оценены адекватно.

Анализируя амортизационную политику российской промышленности в период рыночных преобразований, можно выявить следующие негативные тенденции:

1.      непрерывное снижение доли амортизационных отчислений, лишающее предприятий возможности обновления основных фондов (в 90-е годы удельный вес амортизации в структуре затрат промышленности сократился с 12.1% до 1.1%);

2.      низкая степень целевого использования фактически распределенных амортизационных средств (49%);

3.      недоиспользование возможностей амортизационного фонда, в связи с тем, что на многих предприятиях выбор методов проведения переоценок стоимости основных фондов и начисления амортизации связывают лишь с уменьшением сумы налога на имущество, а не с модернизацией основных средств;

4.      ежегодное увеличение степени износа основных фондов промышленности, особенно в отраслях ЖКХ и электроэнергетики.

Надежность, экономичность и экологичность энергоснабжения национального хозяйства страны напрямую зависит от состояния основных фондов энергокомпаний. Несвоевременная замена мощностей электростанций и котельных создает реальную угрозу энергетической безопасности региона и может привести к техногенным авариям с тяжелыми социально-экономическими последствиями.

Наши исследования показывают критическое техническое состояние значительной  части основных фондов: идет быстрый процесс старения оборудования и в ближайшие годы потребуется вывод из баланса огромного объема генерирующих мощностей.    

Так, например, уровень износа всех основных фондов в 2004 году по ОАО “АЭК “Комиэнерго” составил 57,6% (для сравнения в 2003 году он составлял 54,4%), в том числе  электростанций – 62,9%, электросетей – 52,4%, тепловых сетей – 58,2%. По структуре основных фондов наиболее изношенны машины и оборудование (77,1%), а в 2003 году  их износ составлял 73,6%.

Кроме того, постоянно растет объем полностью самортизированных основных фондов. В 2003 году он составлял 17,1 %, а в 2004 году -  уже 17,9%.  В структуре основных фондов наибольшая доля полностью самортизированных фондов в 2004 году также приходилась на машины и оборудование (37,8%), тогда как в 2003 году этот показатель равнялся 34,2%.

Поддержание изношенных основных фондов электроэнергетики в эксплуатационном состоянии требует все возрастающих затрат на ремонт, приближающихся к стоимости вновь вводимых основных фондов. Так, в 2004 году затраты на ремонт ОАО “АЭК “Комиэнерго” увеличились по сравнению с 2003 годом на 15% и составили в денежном выражении 860 млн.руб.

В электроэнергетике часто морально устаревшие, но еще не выработавшие свой технический ресурс установки не демонтируют, а переводят в пиковый режим работы или в резерв. Оценка уровня морального износа позволяет определить оптимальный момент для технико-экономической проработки вопроса о модернизации или замене устаревшего оборудования.

Однако именно оценка этого вида износа вызывает наибольшие трудности, что ведет к существенной неопределенности перспективных сроков службы средств труда.

Поскольку в электроэнергетике сроки службы основного оборудования в значительной степени формируются на основе показателей физического износа и в меньшей степени – морального, то  они превышают средние амортизационные периоды в других отраслях.

Изложенные аспекты  требуют перевода амортизационной политики на федеральном и на региональном уровнях  в русло более активной. Определенные шаги в этом уже предприняты.  

С 01.01.2002 года действует  новый механизм амортизационной политики (НАП), в соответствии с которым,  амортизируемое имущество предприятия распределяется по 10 амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования:

-        первая группа - все недолговечное имущество со сроком полезного    использования от 1 года до 2 лет включительно;

-        вторая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно;

-        третья группа - имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно;

-        четвертая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно;

-        пятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно;

-        шестая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно;

-        седьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно;

-        восьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно;

-        девятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно;

-        десятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет.

Следует отметить, что планирование и прогнозирование амортизационного фонда напрямую зависит от методов и моделей начисления амортизации.

В новых условиях предприятия могут начислять амортизацию с помощью линейного и нелинейных методов.

Первый метод применим к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в восьмую - десятую амортизационные группы (со сроком полезного использования свыше 20-30 лет).

К остальным основным средствам предприятие вправе применять как линейный, так и нелинейные методы.

При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

При применении нелинейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

В электроэнергетике в принципе можно использовать любой из перечисленных методов амортизации, но наиболее распространен линейный метод. При чем при выборе оптимального метода амортизации в энергокомпании приходится учитывать значительное число факторов. Наиболее важные из них – это темпы роста компании, возраст основных фондов, стоимость заемного капитала, предпочтения в распределении налоговых платежей.

Положительным моментом НАП является то, что по новой классификации основных средств, сроки полезного использования в амортизационных группах значительно уменьшены, что позволяет предприятиям намного быстрее возмещать средства, вложенные в приобретение объектов основных средств.

Амортизационная политика в энергетике должна отражать особенности воспроизводства основных фондов данной отрасли, в связи с чем нами сформулированы следующие направления  совершенствования механизма амортизации:

1.      Начисление амортизации следует производить за весь срок фактической эксплуатации объекта основных фондов.

2.      В целях увеличения годовых амортизационных отчислений и уставного капитала предприятий, производить  дооценку балансовой стоимости основных фондов до их реальной восстановительной стоимости, а впоследствии регулярно переоценивать эти активы. Переоценка необходима, так как увеличивает балансовую стоимость основных фондов, годовые амортизационные отчисления и уставный капитал акционерных обществ.

3.      Для вновь вводимых основных фондов предусмотреть возможность выбора амортизационного периода и окончательного срока службы исходя из эксплуатационных особенностей оборудования и сооружений, а также с учетом прогнозов морального износа техники и оборудования, характерного для данной классификационной группы.

Вместе с тем, очень важно, организовать специальный контроль со стороны соответствующих государственных служб за целевым использованием возрастающих амортизационных фондов компаний.