Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

От редакции Вестника

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

 

РОЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ [1]

Л.И. Ильина

В статье рассматриваются проблемы обеспечения конкурентоспособности потребительской кооперации. По мнению автора, механизм управления конкуренто­способностью организации потребительской кооперации должен охватывать все основные на­правления его деятельности: прогнозирование и планиро­вание; производство; организационно-техническое обеспе­чение; маркетинг; материально-техническое обеспечение; кадры; обеспечение качества продукции; экология; юриди­ческое обеспечение; социальные вопросы.

Предложены направления обеспечения конкурентоспособности торговой и производственной деятельности потребительской кооперации, способствующие выполнению социальной миссии.

В рыночных условиях, не способствующих обеспечению устойчивых темпов роста потребительской кооперации, актуальным является проведение исследований о закономерностях и перспективах развития потребительской кооперации, как социально-ориентированной системы. Наиболее важным в этом направлении становится изучение вопросов, связанных с проблемой обеспечения конкурентоспособности многоотраслевой деятельности потребительской кооперации, в том числе продажи товаров в розничной торговле, производственной и заготовительной деятельности, обеспечивающих реализацию ее социальной миссии. Решение этой задачи следует считать одним из основных критериев, обеспечивающих эффективность деятельности потребительской кооперации. Уровень конкурентоспособности должен служить оценкой результативности деятельности всей системы потребительской кооперации на всех ее уровнях управления: от Центросоюза до сельского потребительского общества.

Вместе с тем организации потребительской кооперации, осуществляя свою деятельность, главным образом, на сельских региональных рынках занимают незначительную долю в объеме товарооборота территорий, реализуют населению в основном продовольственные товары, не используется должным образом кооперативный опт, слабо применяются прогрессивные маркетинговые подходы к расширению зоны влияния на обслуживаемых территориях. Следует отметить, что незнание потребностей рынка, неумение активно формировать спрос является основной причиной низких темпов роста кооперативного производства. Как свидетельствует опыт деятельности предприятий потребительской кооперации России, производственными предприятиями системы не в полной мере используется многоотраслевой принцип хозяйствования, его преимущества в создании конкурентоспособной продукции.

Для успешной конкурентной борьбы продавцу и про­изводителю в системе потребительской кооперации необходимо не просто системно изучать ры­нок, оценивать свой уровень конкурентоспособности, вы­являть возможности и уязвимые места конкурентов, но также оказывать управляющее воздействие на собствен­ную конкурентоспособность и определять основные на­правления ее повышения.

Механизм управления конкурентоспособностью организации потребительской кооперации должен включать следующие элементы:

-        определение системы целей, интересов и потреб­ностей, установок и мотивов;

-        установление форм и рычагов воздействия;

-        формирование системы показателей и критериев конкурентоспособности;

-        применение экономических и юридических мето­дов управления;

-        построение оптимальной организационной струк­туры управления.

По мнению М. Портера позицию предприятия в отрасли определяет конкурентное преимущество, которые делятся на два основных вида: 1) более низкие издержки и 2) дифференциацию товаров.[2] Низкие издержки отражают способность предприятия разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем  конкурен­т. Дифференциация - это способ обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью, в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепро­дажного обслуживания.

Предприятие потребительской кооперации, выбравшее первый вид конкурентного преимущества – низкие издержки, должно тем не менее обеспечить приемлемое качество и обслуживание. Товар предприятия, выпускающего диф­ференцированную продукцию, должен быть не дороже то­варов конкурентов, для недопущения ущерба.

Развитие, рост, прибыль - три целевые величины, предопределяющие возможность достижения организацией потребительской кооперации желаемого уровня конкурентоспособности. Исходя из этого, управление конкурентоспособностью предполагает:

-        стратегическое видение руководством предпри­ятия перспектив, средств и методов их достижения, нали­чие необходимых для этого ресурсов;

-        выбор целевых рынков и их сегментов;

-        выявление рыночного потенциала своей продук­ции, ее конкурентных преимуществ и недостатков;

-        оценка сети маркетинговых посредников, по­строение эффективного канала сбыта;

-        изучение доминирующих факторов внешней сре­ды предприятия;

-        оценка конкурентов и уровня их конкурентоспо­собности;

-        оценка собственного потенциала конкурентоспо­собности.

Таким образом, механизм управления конкуренто­способностью организации потребительской кооперации должен охватывать все основные на­правления его деятельности: прогнозирование и планиро­вание; производство; организационно-техническое обеспе­чение; маркетинг; материально-техническое обеспечение; кадры; обеспечение качества продукции; экология; юриди­ческое обеспечение; социальные вопросы.

В развитии местных рынков регионов, обслуживающих потребительской кооперацией, должен осуществляться комплексный поход, т.е. осуществляться  с двух позиций, обеспечивающих – расширение спроса и рост предложения.

Рост предложения в сфере розничной торговли необходимо обеспечивать на основе расширения ассортимента за счет роста объемов собственной продукции, увеличения доли непродовольственных товаров, продажи товаров индивидуальной трудовой деятельности, народных промыслов; повышения качества товаров и услуг.  Увеличение товарного предложения достигается за счет развития многоотраслевого хозяйства в системе потребительской кооперации: производственной, заготовительной, торговой деятельности, общественного питания, надомного производства, сферы социальных и бытовых услуг.

Целенаправленное формирование спроса и его стимулирование должно осуществляться путем предоставления товарного кредита, продажи товаров со скидками, по сниженным ценам и др., увеличения покупательной способности населения посредством закупки сельскохозяйственной продукции и сырья и предоставления рабочих мест.

В развитии местных региональных рынков особая роль должна быть отведена  оптовой торговле. Для обеспечения рентабельной торговли и сохранения конкурентных позиций оптовым организациям областных и республиканских потребсоюзов следует ориентироваться на неширокий ассортимент продовольственных товаров, формировать гибкую обоснованную ценовую политику, ориентированную на привлечение потребительских обществ и их союзов за счет предложения конкурентоспособных товаров.[3]

Развитие розничных торговых организаций, как главных субъектов рынков регионов должно осуществляться в следующих направлениях:

-        изучение, формирование и прогнозирование спроса населения на товары и услуги;

-        утверждение для каждого типа торгового предприятия обязательного ассортиментного перечня и установление контроля за его соблюдением;

-        расширение товарного ассортимента за счет товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения;

-        улучшение торгового обслуживания населения путем организации торговли по образцам, предварительным заказам с доставкой на дом, установления удобных для покупателей режимов торговли.

В целях более эффективного обеспечения социальной миссии следует осуществлять реконструкцию и техническое перевооружение предприятий розничной торговли и их рациональное размещение с расширением функций для создания полноценной социально-ориентированной рыночной среды. Для обеспечения конкурентоспособной деятельности важным является исследование деятельности конкурентов, выбор ими места расположения, предлагаемый ассортимент, цены, технологию торговли, работу. Необходимо реализовать стратегические  возможности развития общественного питания за счет роста выпуска продукции собственного производства, расширения и обновления ее ассортимента путем реализации эффективных маркетинговых стратегий в розничной торговой сети потребительских обществ, что позволит полнее удовлетворять спрос сельского населения.

Формированию устойчивой тенденции роста производства потребительских товаров будет способствовать реализация мер по активизации промышленного производства, расширению ассортимента, повышению качества и безопасности готовой продукции.      

Ассортиментная и ценовая политика в производственной деятельности должна быть ориентирована на удовлетворение спроса различных «по доходам» категорий покупателей, с целью обеспечения максимального объема производства. Постоянно изменяющийся спрос покупателей обязывает производителей быть не только грамотными технологами и профессиональными организаторами, но и высококвалифицированными маркетологами, знающими и чувствующими рынок.[4]

Это требует повышения уровня подготовки сбытовых структур (специалистов по продажам) кооперативной промышленности.

Обеспечение конкурентоспособного производства требует технического переоснащения предприятий кооперативной промышленности. При отсутствии у кооперации на эти цели собственных средств необходимо использовать такой эффективный внешний источник финансирования как лизинг.

Развитие производственной деятельности должно осуществляться на принципах маркетинга. Объективной необходимостью становится тщательное изучение потребностей населения, информации о спросе и предложении, что позволит определять товарный профиль производств, их мощность, дислокацию, зоны сбыта, возможности создания дополнительных рабочих мест, использования местных сырьевых ресурсов.

Реализация этих направлений в обеспечении конкурентоспособности торговой и производственной деятельности потребительской кооперации будет способствовать достижению ее главной цели – выполнению социальной миссии.

 

 


[1] Работа выполнена в рамках исследовательского проекта РГНФ № 05-02-41204 а/с.

[2] Фахутдинов Р. А. Стратегический менеджмент. – М.: Бизнес-школа Интель  - синтез, 1998. – 416 с.

[3 Экономико-правовые и финансовые основы развития потребительской кооперации (на примере Республики Коми) / под общей ред. В.В. Фаузера .- М.: Дашков и К, 2005.- 264 с.

[4] Демин В. Методология маркетинга товарных ресурсов // Деловой Вестник «Российской кооперации». -  2004. - № 7.