Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

От редакции Вестника

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

 

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ СЕВЕРНЫХ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ [1]

И.И. Иваницкая

В работе рассматривается специфика формирования инвестиционной привлекательности северных муниципалитетов. Приведена классификация собственные налоговые источники муниципалитетов и неналоговых доходов. По мнению автора, единственным  предполагаемым источником инвестиций на уровне муниципальных образований может быть региональный фонд муниципального развития. Определены условия формирования инвестиционной привлекательности северных муниципалитетов. Уделено внимание системе показателей местного инвестиционного климата.                                                                                              

Предложена методика оценки инвестиционной привлекательности отдельной территории, позволяющая проводить не только ее диагностику, но и определять инвестиционный рейтинг, имеющий большое значение при создании и поддержании имиджа муниципалитета.

Для экономики России имеет исключительно важное значение территориальный аспект функционирования и регулирования   инвестиционного процесса. В регионах и муниципалитетах осуществляется привязка инвестиционных проектов к конкретным предприятиям. Но многие муниципальные образования не располагают собственной стабильной налоговой базой для финансирования инве­стиций, поскольку нормативы отчис­лений от налоговых поступлений в местные бюджеты  не предполагают таких возможностей. Так как в соответствии с концепцией Бюджетного кодекса закрепленными за поселенческим типом  являются такие местные налоги, как  налог на землю и налог на имущество физических лиц. На уровне муниципального района предполагались в качестве местных налогов торговый сбор и транспортный налог. Но в последствии  торговый сбор был ликвидирован, а транспортный налог отнесен к местным налогам субъекта Федерации.

В результате реформирования бюджетной системы местные бюджеты  теряют в качестве доходных источников, гарантированных ранее федеральными законами, 50 процентов налога на имущество юридических лиц, 2 процента налога на прибыль, акцизы.

В качестве собственных налоговых источников, помимо непосредственно местных налогов, за каждым типом МО законодательно закрепляют долю федерального налога на доходы физических лиц и доли налогов системы специальных налоговых режимов, что предположительно позволит муниципальным образованиям  достаточно успешно прогнозировать свои доходы на долговременный период. Итак, собственные налоговые источники муниципалитетов можно представить следующим образом:

Таблица 1

Собственные налоговые источники муниципалитетов

Городские и сельские поселения

Муниципальные районы

Городские округа

Налог на доходы физических лиц (закрепленный БК РФ)  10 %

Налог на доходы физических лиц (закрепленный БК РФ)

20 %

Налог на доходы физических лиц (закрепленный БК РФ) 

30 %

Единый сельскохозяйственный налог

30 %

Единый сельскохозяйственный налог

30 %

Единый сельскохозяйственный налог

60 %

 

Единый налог на вмененный доход 90 %

Единый налог на вмененный доход 90 %

Земельный налог 100 %

Земельный налог, взимаемый на межселенных территориях, 100 %

Земельный налог 100 %

Налог на имущество физических лиц  100 %

Налог на имущество физических лиц, взимаемый на межселенных территориях,  100 %

Налог на имущество физических лиц  100 %

 

Государственная пошлина (подлежащая зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов)  100 %

Государственная пошлина (подлежащая зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов)  100 %

Помимо налоговых источников Федеральным законом от 25.08.2004г.  № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» определены неналоговые доходы. Но данные источники даже расчетно столь малы, что не могут претендовать на роль инвестиционных ресурсов. В сочетании с тенденцией сокращения средств из централизованных источников инвестирования направления реформирования бюджетной системы ставят муниципалите­ты в критическое положение. Единственным  предполагаемым источником инвестиций на уровне муниципальных образований может быть   региональный фонд муниципального развития (если будет сформирован).

Мировой опыт показывает, что решение проблем обеспечения дея­тельности муниципалитетов и реа­лизации концепции перспективного их развития предполагает использо­вание, помимо бюджетных ресурсов, средств отечественных и зарубеж­ных инвесторов. Забота о привлече­нии частных инвестиций требует систематических усилий по улучше­нию инвестиционного климата, раз­работке специальной маркетинговой политики для успешного представ­ления муниципального образования на инвестиционных рынках, освоению и внедрению со­временных механизмов долгосроч­ного финансового развития комму­нальной инфраструктуры.

К особым условиям, учитываемым при  формировании инвестиционной привлекательности северных муниципалитетов,  следует отнести  не только наличие крупных сырьевых  источников (нефть, газ, лес)  и  перспективы промышленного освоения края, но и значительную протяженность территории,  отдаленность   от столичных центров с отсутствием разветвленной транспортной инфраструктуры;  действующую федеральную программу по переселению северян в более благоприятные условия для проживания,  уменьшающую  численность постоянно проживающего на Севере населения; направленность на реализацию инвестиционных проектов с использованием вахтового метода работы,  соответственно – с экономией средств, направляемых на развитие социальной сферы в северных муниципальных образованиях и ряд других факторов. При формировании и поддержании в отдельных муниципальных образованиях и регионе в целом благоприятного инвестиционного климата следует учитывать все многообразие позитивных и негативных факторов. Это порождает потребность в  системе мониторинга для постоянного от­слеживания динамики рынка по ос­новным показателям.

Мировая практика работы на рынках инвестиций имеет уже развитую систему инди­каторов инвестиционной привлека­тельности отдельных рынков и объ­ектов, но в  нашей стране эта практика делает только первые шаги, что определя­ется незавершенностью формиро­вания инвестиционного рынка и сложностью получения достоверной информации. В качестве объектов инвестирования в отечественной практике рассматриваются, как пра­вило, проект, предприятие, регион и народное хозяйство в целом. Муни­ципальное хозяйство - новый уро­вень экономики страны, роль кото­рого в инвестиционном процессе будет возрастать по мере усиления процессов децентрализации в сфе­ре государственной инвестиционной политики.

Муниципалитеты России вынуж­дены решать несвойственные им ранее задачи, связанные с форми­рованием привлекательного образа местного сообщества, с целью при­влечения отечественных и зарубеж­ных инвесторов.

Без знания основ территориального маркетинга нель­зя добиться поступательного разви­тия не только за счет частного биз­неса, но и привлечь инвестиции го­сударства, а на местном уровне - субъекта Федерации. В связи с чем роль статистической информации, характеризующей социально-эконо­мическое положение и развитие муниципального образования, резко возрастает.

Как объект  управ­ления муниципальное образование представляет собой от­крытую хозяйственную систему. При анализе вопросов, касающихся оцен­ки инвестиционного климата подоб­ных хозяйственных систем исследо­ватели под объектом инвестирования понимают их территорию с располо­женным на ней потенциалом. В этом случае, инвестиционный риск явля­ется параметром, характеризующим текущее состояние этого потенциала. Задача оценивания инвестиционной привлекательности муниципалитета как объек­та управления имеет более широкие рамки, поскольку практически вклю­чает в себя оценивание его инвести­ционного потенциала и эффективно­сти управления этим потенциалом. 

Поэтому под инвестицион­ной привлекательностью муниципалитета по­нимается совокупность находящихся под влиянием властей универсаль­ных условий для хозяйственной дея­тельности и инвестиций, определяе­мых местным хозяйственным регу­лированием, традициями и практикой хозяйственных отношений, влияющих на принятие решений об изменениях масштабов и характера производст­ва.

Для разработки уточненной системы показателей, характеризующей инвестиционную привлекательность муниципалитета, нами был использован универсальный набор факторов местного инвестиционного климата, предложенный в «Методических ре­комендациях по формированию кон­цепции социально-экономического развития муниципального образова­ния», разработанных в Российском научном центре местного самоуправления Института проблем региональной экономики. Он включает: географическое поло­жение; обеспеченность природными ресурсами и их доступность; состоя­ние окружающей среды; структурное разнообразие экономики; состояние и развитие инфраструктуры; разви­тие культуры и образования населе­ния; социально-политическую ста­бильность; экономическую стабиль­ность; взаимодействие органов управления с предприятиями; ин­формационное и коммуникационное поле; нормативно-правовое поле; систему льгот инвесторам.

Система показателей местного инвестиционного климата представ­лена в таблице.

Таблица 2

Показатели местного инвестиционного климата

Название, обозначение и единицы измерения показателя

Учет инфляции

1

Площадь города, га

 

2

Транспортная удаленность от административного центра, км

 

3

Транспортная удаленность от столицы региона и других промышленных центров, км

 

4

Розничный товарооборот, млн.рублей

Индекс подъема цен

5

Ресурсные платежи, тыс.рублей 

дефлятор

6

Наличие сельскохозяйственных угодий, га

 

7

Наличие на территории муниципалитета земель, охраняемых государством, га

 

8

Наличие на территории муниципалитета объектов, находящихся под защитой государства, единиц

 

9

Плата за землю, тыс.рублей

дефлятор

10

Налоговые сборы от негосударственных и немуниципальных хозяйствующих субъектов, тыс. рублей

дефлятор

11

Налоговые сборы на территории муниципалитета, тыс.рублей

дефлятор

12

Среднегодовая численность населения, тыс. человек

 

13

Число докторов и кандидатов наук, чел. (для городского округа)

 

14

Число выпускников вузов и средних специальных заведений, чел.

 

15

Объем вкладов населения в банках города, тыс. рублей

Индекс подъема цен

16

Доходы населения, тыс. рублей

Индекс подъема цен

17

Прожиточный минимум населения, рублей

Индекс подъема цен

18

Общая численность безработных, чел.

 

19

Экономически  активное население, тыс.чел.

 

20

Число зарегистрированных преступлений, единиц,

 

21

Число раскрытых преступлений из числа зарегистрированных

 

22

Доходы бюджета муниципалитета, тыс.рублей

Дефлятор

23

Налоговые доходы местного бюджета, тыс.рублей

Дефлятор

24

Фактический уровень бюджетной обеспеченности на одного человека, руб.

Дефлятор

25

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности на одного человека по региону, рублей

Дефлятор

26

Объем средств из фондов финансовой поддержки территорий, фонда компенсаций, фонда софинансирования социальных программ, фонда развития, тыс. рублей

Рассчитывается ежегодно по региону

27

Объем инвестиций в жилищное строительство предприятий и организаций всех форм собственности, млн.рублей

ИСЦ

28

Объем реализации продукции, млн.рублей

Дефлятор

29

Расходы  местного бюджета, тыс.рублей 

Дефлятор

30

Инвестиции в охрану природы и рациональное использование природных ресурсов, млн. рублей

дефлятор

31

Первоначальная стоимость основных муниципальных фондов, млн.рублей

Индекс подъема цен или индексы физического объема

32

Остаточная стоимость основных муниципальных фондов, млн.рублей

Индекс подъема цен или индексы физического объема

33

Численность населения, попадающая под программу переселения северян, человек

 

34

Численность населения, работающего в науке,  человек

 

35

Объем НИОКР, выполненный предприятиями города, млн. рублей (для городского округа)

Индекс снижения

36

Основные средства предприятий и организаций муниципалитета по остаточной стоимости, млн.рублей

Индекс снижения

37

Объем иностранных инвестиций, млн. рублей

Индекс снижения

38

Объем инвестиций предприятий и организаций за счет собственных средств, млн.рублей 

Индекс снижения

Полученные данные могут быть сведены в единый показатель, называемый интегральной оценкой инвестиционной привлекательности муниципалитета.  Разнообразие результатов хозяйственной системы можно связать с разнообразием принимаемых в ней решений  посредством использования метода динамического норматива через разработку нормативной модели.

Таким образом, возможность самостоятельного получения оценки инвестиционной привлекательности позволяет решить  многие задачи, стоящие перед муниципальной статистикой без дополнительных затрат из местного бюджета.

 Методика оценки инвестиционной привлекательности отдельной территории позволяет проводить не только ее диагностику, но и определять инвестиционный рейтинг, имеющий большое значение при создании и поддержании имиджа муниципалитета.

Использование интегральных оценок для составления рейтингового списка муниципалитетов региона позволяет объективно его оценить, не проводя дорогостоящую экспертизу, а также применять их для характеристики социально-экономического развития территории.

 

 


[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке Гранта Российского Гуманитарного научного фонда 03-02-00247 а/с.