Корпоративное
управление и инновационное развитие
экономики Севера
|
|
СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ СЕВЕРНЫХ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ [1]И.И. Иваницкая
Для экономики России имеет исключительно важное значение территориальный аспект функционирования и регулирования инвестиционного процесса. В регионах и муниципалитетах осуществляется привязка инвестиционных проектов к конкретным предприятиям. Но многие муниципальные образования не располагают собственной стабильной налоговой базой для финансирования инвестиций, поскольку нормативы отчислений от налоговых поступлений в местные бюджеты не предполагают таких возможностей. Так как в соответствии с концепцией Бюджетного кодекса закрепленными за поселенческим типом являются такие местные налоги, как налог на землю и налог на имущество физических лиц. На уровне муниципального района предполагались в качестве местных налогов торговый сбор и транспортный налог. Но в последствии торговый сбор был ликвидирован, а транспортный налог отнесен к местным налогам субъекта Федерации. В результате реформирования бюджетной системы местные бюджеты теряют в качестве доходных источников, гарантированных ранее федеральными законами, 50 процентов налога на имущество юридических лиц, 2 процента налога на прибыль, акцизы. В качестве собственных налоговых источников, помимо непосредственно местных налогов, за каждым типом МО законодательно закрепляют долю федерального налога на доходы физических лиц и доли налогов системы специальных налоговых режимов, что предположительно позволит муниципальным образованиям достаточно успешно прогнозировать свои доходы на долговременный период. Итак, собственные налоговые источники муниципалитетов можно представить следующим образом: Таблица 1 Собственные налоговые источники муниципалитетов
Помимо налоговых источников Федеральным законом от 25.08.2004г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» определены неналоговые доходы. Но данные источники даже расчетно столь малы, что не могут претендовать на роль инвестиционных ресурсов. В сочетании с тенденцией сокращения средств из централизованных источников инвестирования направления реформирования бюджетной системы ставят муниципалитеты в критическое положение. Единственным предполагаемым источником инвестиций на уровне муниципальных образований может быть региональный фонд муниципального развития (если будет сформирован). Мировой опыт показывает, что решение проблем обеспечения деятельности муниципалитетов и реализации концепции перспективного их развития предполагает использование, помимо бюджетных ресурсов, средств отечественных и зарубежных инвесторов. Забота о привлечении частных инвестиций требует систематических усилий по улучшению инвестиционного климата, разработке специальной маркетинговой политики для успешного представления муниципального образования на инвестиционных рынках, освоению и внедрению современных механизмов долгосрочного финансового развития коммунальной инфраструктуры. К особым условиям, учитываемым при формировании инвестиционной привлекательности северных муниципалитетов, следует отнести не только наличие крупных сырьевых источников (нефть, газ, лес) и перспективы промышленного освоения края, но и значительную протяженность территории, отдаленность от столичных центров с отсутствием разветвленной транспортной инфраструктуры; действующую федеральную программу по переселению северян в более благоприятные условия для проживания, уменьшающую численность постоянно проживающего на Севере населения; направленность на реализацию инвестиционных проектов с использованием вахтового метода работы, соответственно – с экономией средств, направляемых на развитие социальной сферы в северных муниципальных образованиях и ряд других факторов. При формировании и поддержании в отдельных муниципальных образованиях и регионе в целом благоприятного инвестиционного климата следует учитывать все многообразие позитивных и негативных факторов. Это порождает потребность в системе мониторинга для постоянного отслеживания динамики рынка по основным показателям. Мировая практика работы на рынках инвестиций имеет уже развитую систему индикаторов инвестиционной привлекательности отдельных рынков и объектов, но в нашей стране эта практика делает только первые шаги, что определяется незавершенностью формирования инвестиционного рынка и сложностью получения достоверной информации. В качестве объектов инвестирования в отечественной практике рассматриваются, как правило, проект, предприятие, регион и народное хозяйство в целом. Муниципальное хозяйство - новый уровень экономики страны, роль которого в инвестиционном процессе будет возрастать по мере усиления процессов децентрализации в сфере государственной инвестиционной политики. Муниципалитеты России вынуждены решать несвойственные им ранее задачи, связанные с формированием привлекательного образа местного сообщества, с целью привлечения отечественных и зарубежных инвесторов. Без знания основ территориального маркетинга нельзя добиться поступательного развития не только за счет частного бизнеса, но и привлечь инвестиции государства, а на местном уровне - субъекта Федерации. В связи с чем роль статистической информации, характеризующей социально-экономическое положение и развитие муниципального образования, резко возрастает. Как объект управления муниципальное образование представляет собой открытую хозяйственную систему. При анализе вопросов, касающихся оценки инвестиционного климата подобных хозяйственных систем исследователи под объектом инвестирования понимают их территорию с расположенным на ней потенциалом. В этом случае, инвестиционный риск является параметром, характеризующим текущее состояние этого потенциала. Задача оценивания инвестиционной привлекательности муниципалитета как объекта управления имеет более широкие рамки, поскольку практически включает в себя оценивание его инвестиционного потенциала и эффективности управления этим потенциалом. Поэтому под инвестиционной привлекательностью муниципалитета понимается совокупность находящихся под влиянием властей универсальных условий для хозяйственной деятельности и инвестиций, определяемых местным хозяйственным регулированием, традициями и практикой хозяйственных отношений, влияющих на принятие решений об изменениях масштабов и характера производства. Для разработки уточненной системы показателей, характеризующей инвестиционную привлекательность муниципалитета, нами был использован универсальный набор факторов местного инвестиционного климата, предложенный в «Методических рекомендациях по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования», разработанных в Российском научном центре местного самоуправления Института проблем региональной экономики. Он включает: географическое положение; обеспеченность природными ресурсами и их доступность; состояние окружающей среды; структурное разнообразие экономики; состояние и развитие инфраструктуры; развитие культуры и образования населения; социально-политическую стабильность; экономическую стабильность; взаимодействие органов управления с предприятиями; информационное и коммуникационное поле; нормативно-правовое поле; систему льгот инвесторам. Система показателей местного инвестиционного климата представлена в таблице. Таблица 2 Показатели местного инвестиционного климата
Полученные данные могут быть сведены в единый показатель, называемый интегральной оценкой инвестиционной привлекательности муниципалитета. Разнообразие результатов хозяйственной системы можно связать с разнообразием принимаемых в ней решений посредством использования метода динамического норматива через разработку нормативной модели. Таким образом, возможность самостоятельного получения оценки инвестиционной привлекательности позволяет решить многие задачи, стоящие перед муниципальной статистикой без дополнительных затрат из местного бюджета. Методика оценки инвестиционной привлекательности отдельной территории позволяет проводить не только ее диагностику, но и определять инвестиционный рейтинг, имеющий большое значение при создании и поддержании имиджа муниципалитета. Использование интегральных оценок для составления рейтингового списка муниципалитетов региона позволяет объективно его оценить, не проводя дорогостоящую экспертизу, а также применять их для характеристики социально-экономического развития территории.
[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке Гранта Российского Гуманитарного научного фонда 03-02-00247 а/с. |