Корпоративное
управление и инновационное развитие
экономики Севера
|
|
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПОСТМОДЕРНАА.Д. Зарецкий
Россия переживает беспрецедентное явление не только своей, но и мировой истории: переход от развитых социалистических отношений в обществе к капиталистическим (рыночным). В.И. Ленин, развивая свою теорию социалистической революции в начале ХХ века, отмечал: «…все нынешние общества только и держатся что куплей-продажей рабочей силы, то есть наемным рабством миллионов людей… все, не только земля, но и человеческий труд, и человеческая личность, и совесть, и любовь, и наука – все неизбежно становится продажным, пока держится власть капитала».[1] Российским (советским) гражданам, который большую часть ХХ века прожили под ленинскими идеями, очень сложно в короткие сроки перестроить свое эмоционально-психологическое внутреннее содержание и жить по новым правилам рыночной экономики. Как негативный результат этого перестроения можно отметить снижение количества населения России на 7,4 млн. человек за 1992-2002 г.г. в результате увеличения смертности от различных причин.[2] По разным прогнозам к 2050 году население России может составить около 100 млн. человек. Cейчас в России рождается в среднем 1,3 ребенка на 1 женщину, а для преодоления демографического кризиса нужно не менее 2,2 рождения.[3] Значительные сложности при этом переживает при этом Европейский Север России. Например, в Республике Коми ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляет 69 лет для женщин и 55 для мужчин.[4] Как известно, во второй половине ХХ века весь мир вступил в постиндустриальный период своего развития. При этом появилась новая философия в объяснении процессов жизнедеятельности и получившая название постмодернизм. Если экономическая и социальная историческая культура Запада позволяет в постмодерне пребывать как в веселой игре, то для России это пребывание угрожает сохранением своей государственности. Дело в том, что отечественная социальная политика не способна обеспечивать адекватное реагирование на вызове постмодерна. Особенно негативно это отражается с начала 1990-х годов. Постмодерн повлек за собой усиленное развитие такого явления как гедонизм. Это этическое философское направление развития предполагает противопоставление разума человека по отношению к удовольствиям. Основоположники гедонизма (в частности, Аристипп) отмечали, что человек должен стоять над удовольствиями и не позволять им полностью владеть чувствами. К сожалению, в России наблюдается обратная тенденция, которая привела к резкому увеличению различными заболеваниями граждан страны. Например, наблюдается резкое увеличение заболеваний от ВИЧ-инфекции. Безусловно, что основной причиной этому является отсутствие инструментов сопряжения прежних советских социальных институтов и формирующихся рыночных. Анализ экспертных оценок показывает, что сюда можно отнести две группы институтов. Прежде всего, это, конечно, институты семьи и брака, которые совершенно не приспособлены к экономическому существованию в либеральных условиях. Свидетельством тому является, в некоторых регионах России, превышение числа разводов супругов над количеством зарегистрированных браков. В Республике Коми, например, на 100 зарегистрированных супружеских пар приходится 70 разводов. Многие семьи влачат жалкое социально-экономическое существование, и говорить о достойном воспитании детей в них просто невозможно. Тем более, многие семьи просто выгоняют своих детей на улицу, где они пополняют громадную армию беспризорников. Как выяснятся, многие взрослые семейные люди не обладают элементарными экономическими навыками пополнения и расходования своего семейного бюджета. Конечно, эта проблема является отдельным предметом исследования, так как социальное самочувствие семьи зависит от многих причин. Тем не менее, мы можем отметить наличие неудовлетворительных социальных условий, для значительной части населения страны, по формированию качественного человеческого капитала. Не выдерживает новых экономических условий жизнедеятельности и формирующийся институт социально-трудовых отношений в России. С одной стороны наемные российские работники развращены советским альтруизмом и не выдерживают рыночных темпов производительного конкурентного труда, а с другой – новые работодатели в погоне за прибылью, и в силу своей экономической недальновидности, также по-прежнему (как было в СССР) руководствуются остаточным принципом создания необходимых социальных условий труда работникам. Как результат – постоянные конфликтные ситуации и низкая производительность труда. Кроме того, значительные проблемы здесь создает сложившаяся система (институт) охраны труда. Дело в том, что основная часть трудоспособного населения, которая обеспечивает создание львиной доли ВВП страны (возраст от 35 до 50 лет) обучалась правилам безопасного труда в советских условиях, когда осуществлялась массовое производство товаров на больших предприятиях. Сейчас, когда значительная часть этих предприятий или прекратило существование, или была преобразована в малые и средние предприятия, изменилась структура обеспечения безопасности труда в связи с повышением индивидуальной ответственности работников. К этой ситуации указанная выше категория работников психологически не готова. В результате за последние годы резко увеличилось количество производственных травм работников от так называемых внешних причин: несчастные случаи, неудовлетворительное эмоциональное состояние, алкогольное опьянение и др.[5] При этом особо отмечается, что погибают трудоспособные граждане в молодом возрасте преимущественно востребованных рабочих профессий: слесарь, механизатор, доярка, санитар, кочегар и др. В настоящее время исследованием эволюции социально-трудовых отношений занимается такая научная дисциплина как «экономика труда», которая включает в свой предмет исследования проблемы социальной политики, ее стратегию и приоритеты. Хотя правительственные органы на федеральном и региональном уровнях постоянно используют в своих издаваемых распорядительных документах термин «социальная политика», но, как показывает анализ экспертных оценок, вкладывают в него преимущественно социальное обеспечение льготных слоев населения. Экономически активная часть населения при этом, как правило, в решении проблем социальной политики не учитывается. Это происходит из-за того, что в стране не сформирована теоретико-методологическая концепция социальной политики. Следует отметить, что в последние годы формированию методологии социальной политики значительное внимание уделяют Российская Академия госслужбы при Президенте РФ и Российский государственный социальный университет. Этими вузами подготовлены соответствующие монографии и учебники. Вместе с тем, не
решаются такие методологические проблемы
как создание академической и научной
специальности «Социальная политика» и
подготовка по ней профессионалов высшей
квалификации. А если нет специалистов, не
формируется стабильная
методология, а соответственно сдерживается
создание и развитие в обществе необходимых
социальных институтов. В начале 1990-х годов в
России начала функционировать
академическая система подготовки
студентов по специальности «Социальная
работа», а в 2000 году Минобразование РФ
утвержден государственный стандарт этой
специальности. Однако, он ориентирует
высшие учебные заведения на подготовку
этих специалистов для работы только в
учреждениях социального обеспечения.
Концептуальные проблемы социальной
политики, и ее влияние на развитие
экономики, в рамках
специальности «социальная работа», при
этом глубоко не
изучаются. Никак не определена в настоящее
время концепция социального партнерства
социальной политики и социальной работы.
Очевидно, что назрела необходимость определения
социальной политики как самостоятельного
научного направления. Представляется, что в российском обществе необходимо изучить такие важные проблемы, которые позволят определить приоритеты в реструктуризации социальной политики: - эволюцию индивидуализма в экономических отношениях при переходе от социализма к рынку; - методологию обоснования понятия «социальная сфера» в контексте развития социальных отношений; - технологию создания новой экономической культуры в социально-трудовых и производственных отношениях, формирующихся в малых и средних предприятиях; - инструменты экономического использования социальной работы в обществе для повышения его социальной устойчивости и макроэкономической стабильности. Необходима отдельная Программа социальной политики Европейского Севера России. Она должна предусматривать реструктуризацию всех гуманистических представлений по отношению к человеку. Постмодерн на Европейском Севере не должен быть инструментом колониального отношения к человеку. К сожалению, такая тенденция просматривается. Таким образом, социальная политика – это самостоятельная отрасль научного знания, которая в состоянии решать социально-гуманитарные задачи, аккумулировать вокруг себя специфические знания, направленные на дальнейшую гуманизацию экономических отношений в транзитивной экономике России, а также влиять на экономическое развитие страны.
[1] Ленин В.И. Полн. Собр. соч. Т. 15. – С. 159. [2] Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2002 году. – М.: ГЭОТАР –МЕД, 2003. – С. 100. [3] Астахова А. Неестественная убыль // Итоги, № 44 (438), 2004. – С. 64-67. [4] Женщины и мужчины России. 2004: Стат. сб. / Росстат. – М.: Госкомстат. 2004. – 219 С. [5] Смерть по неестественным причинам // Труд, 10 ноября 2004. № 213. |