Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

От редакции Вестника

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ

М.В. Жуковец

В работе рассматриваются направления совершенствования управления развитием малого бизнеса в розничной торговле. Дана оценка ситуации сложившейся сегодня в розничной торговле Республики Коми. Выявленные региональные особенности развития розничной торговли Республики Коми позволили автору установить различия в уровне развития розничной торговли на действующих локальных рынках. По результатам анализа обосновывается необходимость структурной перестройки на потребительском рынке, одной из задач которой является создание в Республике Коми современной инфраструктуры оптовой торговли, позволяющей оптимизировать состав операторов оптового рынка, сократить число посредников, усилить контроль качества поступающих на рынок товаров. Уделено внимание разработке республиканской «Программы контроля в сфере потребительского рынка».

В современных условиях назрела необходимость существенных изменений принципов деятельности предприятий торговли, направленных на более глубокие изменения, обусловленные значением торговли в социально-экономическом развитии страны и регионов.

Осуществленный в начале 90-х годов процесс реформирования отрасли способствовал созданию предприятий малого бизнеса в торговле и их дальнейшему развитию, насыщению рынка необходимыми товарами, увеличению объемов продаж, изменению инфрастуктуры торговли, сложившейся под влиянием экономических реформ в стране, процессов коммерциализации и приватизации. Начальный этап реформ не привел к необходимым изменениям  в деятельности предприятий торговли. Передача собственности коллективам, изменение системы управления отраслью и предприятиями требовали новых подходов к организации управления предприятием и процессами с целью  обеспечения более эффективной  коммерческой деятельности. Завершение основного этапа реформ торговли потребовало более глубоких качественных изменений, прежде всего, в деятельности самих предприятий. Текущий процесс также требует корректировки деятельности предприятий и, особенно, системы управления.  Дальнейшему увеличению оборота розничной торговли и оптимизации торговой деятельности, повышению эффективности торгово-технологического процесса, повышению конкурентоспособности предприятий торговли способствует реструктуризация, направленная на достижение качественных изменений на потребительском рынке и в торговой деятельности, стимулирование использования передовых форм организации торговли, внедрения новейших технологий работы и обслуживания покупателей. Реструктуризация предприятий торговли путем слияния и объединения будет способствовать созданию сильных конкурентных преимуществ и формированию финансовой устойчивости предприятий торговли, что особенно необходимо  в сфере малого бизнеса.

Важная роль в развитии малого бизнеса сегодня принадлежит процессу регулирования торговой деятельности, который в большей степени должен способствовать развитию торговли. При этом  особая роль должна принадлежать региональному и муниципальному уровням управления, имеющим реальные рычаги воздействия на  малый бизнес и предприятия торговли. Разработка программ государственной поддержки предприятий малого бизнеса в торговле, функционирующих в сельской местности, отдаленных районах Крайнего Севера позволит сохранить действующую торговую сеть, обеспечить население всеми необходимыми товарами.

Развитие малого бизнеса и региональной розничной торговли зависит от эффективности управления на разных уровнях (региональном, муниципальном, предприятий). Политика управления на всех уровнях должна учитывать реальную ситуацию, складывающуюся на конкретном региональном или локальном рынках, а также на предприятиях розничной торговли. Исследование особенностей функционирования розничной торговли в Республике Коми показало, что за последние годы в новых условиях существенно изменились содержание и целевые установки деятельности предприятий малого бизнеса в розничной торговле. В Республике Коми отмечены существенные изменения на потребительском  рынке, а также и в розничной торговле. Вместе с тем, оценка ситуации, сложившейся на локальных рынках республики, показала наличие существенных внутренних различий в развитии региональной розничной торговли. Основными факторами, сдерживающими развитие региональной розничной торговли, являются складывающаяся экономическая ситуация в регионе и отдаленное географическое размещение большей части предприятий розничной торговли. Всё это способствовало существенным изменениям в составе действующей торговой сети розничной торговли. Только за 3 года (1999-2001гг) в Республике Коми отмечается резкое сокращение стационарной (33%) и нестационарной (59%) торговой сети, имеющихся торговых площадей (51%), что сказывается на качестве предлагаемых услуг населению.

Сегодня бизнес и потенциальные инвесторы ориентируются, прежде всего, на складывающуюся рыночную ситуацию на локальных рынках, а также привлекательность муниципальных районов Республики Коми, которая, как показало проведенное исследование,  неодинакова. Оценка ситуации в отрасли выявила изменения и различия в уровне развития розничной торговли в городах и районах республики. Перспективы развития розничной торговли определяются территориальным размещением предприятий, наличием транспортной инфрастуктуры, плотностью проживающего населения и  покупательной способностью населения.

Изменившиеся условия деятельности  нашли отражение и в сфере управления предприятиями малого бизнеса в торговле на разных уровнях. Постепенно изменяются устоявшиеся принципы и методы управления предприятиями. Передача собственности коллективам, изменение системы управления отраслью и предприятиями не стали гарантией  эффективной работы.

Стратегия и поведение предприятий малого бизнеса на рынке услуг розничной торговли определяются, прежде всего, организационно-правовой формой собственности, размером предприятия, а также зоной его размещения. Оценка взаимоотношений между предприятиями, поставщиками товаров, конечными покупателями, банками, кредитно-финансовыми организациями и органами управления, подтвердила наличие различий в стратегии и поведении на рынке услуг предприятий торговли различающихся размерами розничного товарооборота.

Для крупных и средних предприятий розничной торговли актуальным является вопрос объединения с другими предприятиями розничной торговли в целях создания горизонтально интегрированной торговой сети. Интеграция предприятий значительно увеличивает их инвестиционную привлекательность бизнеса, позволит повысить качество торгового обслуживания, создать более сильные конкурентные преимущества. Направления развития небольших и маленьких предприятий розничной торговли будут различными, поскольку их финансовые и технологические  возможности значительно отличаются.

 Все острее ощущается необходимость управление маркетингом, персоналом, финансами, а также формирование и поддержание благоприятного имиджа, способствующего повышению лояльности потребителей. Повышению лояльности существующих и потенциальных потребителей возможно путем координации деятельности предприятий розничной торговли в различных направлениях.

Создание эффективной системы управления малым бизнесом и предприятиями позволит реализовать стратегию развития предприятий торговли по различным направлениям деятельности. Решение перечисленных задач позволит создать на региональном потребительском рынке благоприятные условия для деятельности и развития предприятий  малого бизнеса в торговле.

Развитие региональной розничной торговли зависит от эффективности управления на различных уровнях, каждый из которых способствует развитию предприятий малого бизнеса в сфере розничной торговли. Проведенный анализ показал, что в процессе управления малым бизнесом в торговле можно выделить три крупных блока управления, от которых зависит развитие региональной торговли. При этом для каждой выделенной группы предприятий могут быть разработаны собственные планы развития, увязанные с общей стратегией развития торговли в Республике Коми, планами развития на муниципальном уровне.

Оценка ситуации сложившейся сегодня в розничной торговле позволяет определить возможности дальнейшего развития предприятий розничной торговли. Каждый регион имеет собственные специфические особенности развития, что, безусловно, сказывается и на уровне развития региональной розничной торговли. Так, выявленные региональные особенности развития розничной торговли Республики Коми позволили выделить различия в уровне развития розничной торговли на действующих локальных рынках. Основными факторами, сдерживающими развитие региональной розничной торговли являются складывающаяся экономическая ситуация в регионе и отдаленное географическое размещение  большей части предприятий розничной торговли.

С учетом наметившихся тенденций развития розничной торговли на современном этапе необходима структурная перестройка на потребительском рынке, способствующая обеспечению сбалансированного развития отдельных звеньев на принципах рыночного многообразия субъектов коммерческой деятельности. Одной из задач структурной перестройки может стать создание в Республике Коми современной инфрастуктуры оптовой торговли, которая позволит оптимизировать состав операторов оптового рынка, сократить число посредников, и что особенно важно - усилить контроль за качеством поступающих на рынок товаров. Координация работы по развитию межрегиональных связей способствует долгосрочному сотрудничеству с регионами, являющимися основными поставщиками товаров и позволит реализовать механизм насыщения потребительского рынка товарами, которые не производятся в Республике Коми. Инициирование принятия федеральных законов, изменяющих условия работы предприятий розничной торговли (сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, изменения порядка сертификации товаров и услуг, изменения государственного контроля и надзора, принятие нового Административного и Налогового Кодексов Российской Федерации) могут способствовать дальнейшему развитию малого бизнеса в сфере розничной торговли. Разработка республиканской «Программы контроля в сфере потребительского рынка», включающей меры по переходу на систему добровольной сертификации услуг розничной торговли, действующей во многих европейских странах, будет гарантировать покупателям предложение товаров и услуг с более высокими качественными показателями, при этом качество предлагаемых товаров и услуг  должно стать стимулом развития предприятий торговли.