Корпоративное
управление и инновационное развитие
экономики Севера
|
|
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРАКТИКИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯУ. Башкина
Некоммерческое партнерство «Центр деловой этики и корпоративного управления», создано в Санкт-Петербурге в 2000 г. с целью пропаганды и продвижения в Российской Федерации принципов этичного бизнеса. В течение 2003-2004 гг. Центр осуществлял работу над двумя проектами «Оценка образовательных потребностей в улучшении деловой этики и корпоративного управления», финансируемого Фондом Евразия и «Совершенствование отчетности в корпоративном управлении», финансируемого Агентством США по Международному Развитию. В рамках этих проектов были проведены исследования корпоративного управления и опросы руководителей крупнейших открытых акционерных обществ Северо-Запада, участников наших проектов. Обобщенные результаты проделанной работы представленны в данной статье. В течение 2000—2003 гг. было опубликовано несколько исследований о практике корпоративного управления в России. Анализ этих работ, а также публикаций в различных источниках, также посвященных этой проблеме, позволяет сделать выводы о национальных особенностях корпоративного управления, и о внедрении лучших принципов корпоративного управления по зарубежным образцам. Можно сделать несколько основных выводов. 1. Во многих российских компаниях еще недостаточно разделены функции собственника и менеджера. Как правило, главный человек в компании — основатель, он же основной акционер, он же руководитель. Акционеры вовлечены в оперативное управление компаниями, а четкое разделение функций совета директоров и генерального директора отсутствует. Это обусловлено несколькими причинами: - при приватизации, когда акции государственных компаний обменивались на ваучеры, в большинстве предприятий контроль перешел к инсайдерам. В большинстве случаев в дальнейшем он концентрировался в руках руководителей. Одно из исследований (1) показало, что концентрация собственности положительно влияет на корпоративное управление (до тех пор, пока она не превышает 50% в одних руках, далее корпоративное управление ухудшается); - в России пока еще недостаточно квалифицированных кадров, которые могли бы стать эффективными наемными менеджерами; - компании мало задумываются о том, чтобы провести такое разделение полномочий между органами управления компанией, которое способствовало бы созданию максимальной добавленной стоимости. 2. Компании привлекают мало инвестиций. В условиях слабо развитых фондового рынка, банковской системы, пенсионной системы и других форм перераспределения средств из накоплений в инвестиции компании, с одной стороны, имеют ограниченные возможности использования заемных средств, а С другой стороны, не испытывают такого сильного давления со стороны конкурентов (какое испытывали, если бы конкуренты привлекали большие средства). Последний фактор, правда, теряет значение в связи с приходом в Россию крупных международных компаний, которые могут инвестировать в свои производственные мощности миллиарды долларов. - согласно некоторым оценкам, сейчас в России крупнейшим источником инвестиций (помимо собственных средств) являются кредиты со стороны родительских структур (холдингов, материнских компаний); - не все российские холдинги перешли на единую акцию, которая позволила бы им выйти на фондовый рынок; - компании не заинтересованы в выходе на фондовый рынок, поскольку это может привести к потере контроля. То же самое может произойти и при привлечении крупных кредитов со стороны. 3. Следование принципам корпоративного управления может привести к определенным дополнительным издержкам. Создание и внедрение системы хорошего корпоративного управления: большая информационная открытость может позволить конкурентам узнать о компании достаточно сведений, чтобы использовать их против нее. В отдельных случаях принятие решений может быть затруднено или замедлено, чтобы соблюсти все нормы законодательства и лучшей практики; миноритарные акционеры могут «беспокоить» компанию по ряду вопросов — социальной и экологической ответственности и прочих пожеланий. В связи с этим: - определенный отпечаток на качество корпоративного управления на компанию накладывают сложившиеся в отрасли средние /лучшие/ худшие стандарты, а также вовлеченность заинтересованных лиц, конкуренция, наличие иностранных компаний, привлекательность отрасли для инвестиций, ее общее развитие. Так, по сложившейся практике в России наибольшее внимание уделяют корпоративному управлению нефтегазодобывающие и телекоммуникационные компании; энергетики (РАО «ЕЭС»), остальные отрасли, как правило, меньше представлены в рейтингах, хотя можно найти здесь также представителей металлургической отрасли, машиностроения, транспорта («Аэрофлот»), пищевой промышленности («Вимм-Билль-Данн»); - определенное влияние оказывает также политика холдинга, к которому принадлежит компания (что в случае энергетики практически совпадает с отраслью); 4. Низкая осведомленность компаний, которая складывается из нескольких факторов: - далеко не все руководители знают о том, что такое корпоративное управление, каковы его основные принципы, зачем оно в принципе нужно, а уж тем более знали в Кодексе корпоративного поведения хотя бы частично. Оценки доли таких руководителей (согласно разным исследованиям, проводимым в форме анкетирования) весьма различны, но нельзя забывать, что подобные опросы, как правило, проводились на достаточно небольших выборках — «избранных», самых крупных и/или котирующихся на российских / зарубежных фондовых биржах, кроме того, уже в определенной степени мотивированных (незаинтересованные компании просто не заполняли анкеты). Это значит, что оценки осведомленности вполне могут быть завышены. - в России в целом еще недостаточно опыта применения на практике принципов хорошего корпоративного управления — мало опытных специалистов, нет стандартных процедур, применимых именно в российской практике; руководство компании и заинтересованные лица недостаточно хорошо понимают важность и полезность хорошего корпоративного управления. 5. В дополнение можно назвать и еще один фактор — российский фондовый рынок, по отзывам многих публикаций, настолько раздут, что уже можно говорить больше о конкуренции между инвесторами, чем о конкуренции между компаниями. Примером для сравнения может послужить Китай — согласно недавно вышедшей публикации (2), быстрый рост экономики в сочетании с улучшением политики правительства оказывают тем более сильное влияние, чем недостатки корпоративного управления в компаниях. «Инвесторы по-прежнему очень оптимистичны — они согласны на больший риск», сообщает Paul Pong, управляющий директор Pegasus Fund Managers Ltd. Этот оптимизм, похоже, приведет к ряду сильных дебютов, несмотря на то, что китайские компании часто славятся непрозрачной практикой корпоративного управления. И действительно, наибольшее внимание практике корпоративного управления уделяется в развитых странах, где рост невысок, а вот последствия плохого корпоративного управления в последнее время давали о себе знать — как раз после завершения очередного периода бурного роста на фондовом рынке, когда пузыри лопнули. С этой точки зрения можно, что развитие корпоративного управления в нынешней ситуации, когда пузырь на фондовом рынке надувается, остается лишь в начальной стадии. У компаний, не планирующих выход на зарубежный рынок, вряд ли будут стимулы жестко следовать принципам корпоративного управления, когда можно и без этого привлечь инвестиции либо достаточно успешно развиваться за счет собственных средств. МНЕНИЕ КОМПАНИЙ Выше был представлен анализ общих исследований, т.е тех, которые анализировали ситуацию в целом, «извне». Рассмотрим теперь, каково мнение самих компаний. Только около 40% компаний указали на то, что у них есть политика, направленная на улучшение корпоративного управления. Только треть опрошенных заявили, что читали Кодекс корпоративного поведения полностью. Среди препятствий, которые мешают внедрению положений Кодекса корпоративного поведения, рекомендованного ФКЦБ, респондента больше всего указали «в России еще недостаточно развита деловая культура» и «недостаток информации о практике применения Кодекса и о ее преимуществах». Указывали также на «недостаток времени, чтобы уделить его данной проблеме». Меньше всего указывали «нет необходимости» и «данная практика неприменима в российской действительности». Предложенный вариант ответа «затраты на внедрение не оправдают себя» не указал никто из отвечавших на вопросы анкеты. Один из ответивших отметил: «Нет потребности; Нет отношения к Кодексу как к инструменту эффективного управления. Не созрели отношения "собственники — менеджеры — совет директоров"». Ответы участников показали, что на момент начала проекта не все достаточно хорошо представляли себе термин «корпоративное управление», смешивая его с понятием «корпоративного менеджмента». Большинство респондентов чувствуют недостаток знаний в области корпоративного управления. Интересно отметить, что в аналогичном исследовании (3), проводившемся компанией IFC, на вопрос «Основные препятствия к улучшению практики корпоративного управления» компании были даны следующие ответы: - недостаток знаний и информации (63%) - нехватка квалифицированных специалистов (50%) - неэффективность российского законодательства о компаниях (27%) - низкая отдача затрат на совершенствование корпоративного управления (20%) - внедрение эффективной системы корпоративного управления может повлечь за собой повышение риска (например, поглощения) (16%) - процесс корпоративного управления базируется на конфиденциальной информации, которую могут использовать конкуренты (16%) - иное (5%) Таким образом, сами компании выдвигают на первое место проблему недостаточной осведомленности о корпоративном управлении. По мнению же экспертов, основными препятствиями являются высокая концентрация собственности, недостаточное разделение функций менеджера и собственника недостаточно большие возможности для привлечения внешних инвестиций. ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧАСТНИКАХ ПРОЕКТА 1. Данные о структуре собственности доступны по 23 предприятиям (в основном ОАО), или 2/3 от общего количества участников проекта. Их анализ показывает: а. У большинства компаний есть собственники, владеющие крупными пакетами акций: I. 6 компаний имеют одного 100%-ного собственника; II. 4 компании имеют одного собственника, владеющего более 50% капитала (из них 2 имеют других крупных собственников, владеющих более 5% акций); III. из компаний, у которых нет собственников более 50% капитала, 12 компаний имеют собственников более 5% (у трех компаний не указаны другие крупные собственники, остальные имеют от 2 до 6 таких собственников; в некоторых к таким собственникам относится генеральный директор); IV. 1 компания имеет множество мелких акционеров. б. Большинство компаний принадлежат к тем или иным холдингам (либо являются их головными компаниями), прозрачность собственности нехарактерна для большинства компаний: 1. не менее 25 компаний из 36 участников проекта (чуть более 2/3) входят в холдинговые структуры (то есть компания является частью холдинга, либо основной компанией в холдинге, либо имеет родительскую компанию); II. для того, чтобы судить, насколько разделено владение и управление, в большинстве компаний нужно проводить специальное исследование. У 5 компаний в структуре капитала есть номинальные собственники (то есть реально акциями владеет не указанная компания, а кто-то другой), лишь у 4 компаний указаны владельцы — физические лица. У 6 компаний основными владельцами являются зарубежные холдинги — только в отношении этих компаний можно говорить о разделении владения и управления. У остальных акции держат, в основном, российские юридические лица. Это означает, что из информации об основных акционерах компании нельзя однозначно судить, кто является окончательным владельцем. 2. Привлечение инвестиций. Доступная открытая информация (пресса, листинги российских бирж, пресс-релизы компаний) показала, что а. ценные бумаги 7 компаний (4) входят в котировальные листы ММВБ или РТС (притом, что всего в котировальные листы российских бирж входят ценные бумаги 8 компаний Северо-Западного региона); б. из компаний, которые не входят в котировальные листы, 9 компаний привлекают или планируют привлечь (5) крупные внешние инвестиции за счет выпуска облигаций (3 компании), продажи акций (1 компания), или крупных кредитов банков (5 компаний); с. компании, которые не привлекают внешних инвестиций половина (10) являются дочерними компаниями иностранных или российских холдингов, и, таким образом, не занимаются самостоятельно привлечением инвестиций, остальные 10 — холдинги либо отдельные компании, которые используют только внутренние источники (по крайней мере, они не объявляют о привлечении внешних инвестиций). д. Данное соотношение (около 45 % компаний из общего объема привлекает внешние инвестиции) согласуется с соотношением, полученным IFC при анализе практики корпоративного управления в российских компаниях (выборка из 300 компаний). В исследовании же, проводившемся Институтом экономики переходного периода на более обширной выборке российских компаний (около 800) меньше 25 % компаний-респондентов привлекали внешние инвестиции. Т.е. участниками проекта становятся компании, достаточно сильно заинтересованные в развитии. 3. Отраслевой состав выборки по проекту показывает, что в него удалось вовлечь значительное количество компаний из отраслей, в которых внедрение передовых принципов корпоративного управления не очень широко распространено (пищевая промышленность, проектная деятельность, легкая промышленность, строительство, транспорт, химическая промышленность; значительное количество компаний относится к машиностроению /приборостроению). 4. Анализ требований компаний к обучению показал, что наибольшим спросом пользуются практические вопросы применения принципов корпоративного управления, на основе конкретных примеров. ВЫВОДЫ Основными препятствиями к внедрению принципов корпоративного управления в целом являются незаинтересованность компаний, недостаток знаний, а также некоторые факторы внешней среды (отраслевая принадлежность, обычаи деловой практики). Поскольку в проекте по улучшению практики корпоративного управления участвуют заинтересованные в этом компании (прежде всего те, которые привлекают и планируют привлекать внешний инвестиции, а также входящие в российские и зарубежные холдинги; в большинстве случаев у компаний есть крупные акционеры), основными препятствиями во внедрении лучших принципов корпоративного управления являются: - недостаток информации и практики (как внедрять те или иные принципы), - сложившиеся деловые обычаи. Литература 1. С. Гурьев, О. Лазарева, А. Рачинский, С. Цухло «Корпоративное управление в российской промышленности» 2. «Investors hungry for Chinese IPOs as corporate governance issues loom», Channelnewasia.com 3. «Практика корпоративного управления в регионах России». 4. Строго говоря, одна из указанных 7 компаний сама не входит в котировальные листы, но является частью холдинга, акции которого входят в листинг. 5. Здесь учитывались только официальные заявления компаний, сделанные в прессе |