Корпоративное
управление и инновационное развитие
экономики Севера
|
|
УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИ ВЕНЧУРНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫИ.К. Проничев, А.А. Вишняков
В современной России появился и развивается совершенно новый для нашей экономики финансовый институт – венчурное инвестирование, главной функциональной задачей которого является финансирование развития рисковых, но перспективных проектов малых и средних предприятий. Подобное привлечение акционерного капитала в мелкие и средние частные компании как явление не было известно в России до 90-х годов XX века, хотя в мире это уже достаточно развитая финансовая индустрия. В мировом масштабе венчурная отрасль на пороге третьего тысячелетия переживала период небывалого подъема, чему способствовали процессы глобализации, информатизации общества, увеличение роли знаний и информации в бизнесе. Несмотря на все трудности переходного периода и существенные страновые риски, венчурные капиталисты (особенно европейских стран) тщательно отслеживают ситуацию в России. На современный российский рынок осторожно выходят крупнейшие венчурные фонды, специализирующиеся на Центральной и Восточной Европе, накопившие опыт деятельности в условиях переходных экономик и способные осуществлять точную оценку рисков и оценивать перспективность проектов. Еще одной группой инвесторов являются группы прямых инвестиций, оперирующие в глобальном масштабе на развивающихся рынках, прежде всего уже имеющие опыт работы в России, пусть даже и по другим направлениям. По оценкам экспертов, в нашей стране есть богатые возможности для реализации венчурных проектов. Прежде всего, венчурных инвесторов интересуют промышленная реструктуризация, новые технологии и малый бизнес. Именно эти сектора экономики, как предполагается, станут объектами рисковых инвестиций. Название «венчурный» происходит от английского «venture» - «рискованное предприятие или начинание». Венчурное инвестирование, как правило, осуществляется в малые и средние частные предприятия без предоставления ими какого-либо залога или заклада, в отличие, например, от банковского кредитования. Инвестиции направляются либо в акционерный капитал, либо предоставляются в форме инвестиционного кредита. На практике наиболее часто встречается комбинированная форма венчурного финансирования. Венчурный инвестор рассчитывает, что менеджмент компании будет использовать его деньги в качестве финансового рычага для того, чтобы обеспечить более быстрый рост и развитие своего бизнеса. Инвестор не берет на себя никакого иного риска (технического, управленческого, ценового и пр.), за исключением финансового. Все эти риски несет на себе инвестируемая компания и ее менеджеры. При этом еще одним предпочтением венчурного инвестора является принадлежность контрольного пакета менеджерам компании. Имея у себя контрольный пакет, они сохраняют все стимулы для активного участия в развитии бизнеса. Венчурный
капитал, как альтернативный источник
финансирования частного бизнеса, зародился
в США в середине 50-х годов XX
века. В Европе он появился только в конце 70-х
годов. Участие Правительств западных стран в процессе венчурного инвестирования играет большую роль. С одной стороны, оно демонстрирует желание и способность государства разделить риски с коммерческими инвесторами и понимание государством необходимости сохранения национальных частных капиталов на рынке своей страны, с другой стороны, такое участие стимулирует привлечение в реальный сектор экономики общественных средств. Такие страны, как США и Великобритания, прибегают к различным программам государственного участия в развитии венчурного бизнеса в основном в периоды спада активности, применяя преимущественно методы косвенного стимулирования (налоговые льготы, расширение числа потенциальных частных инвесторов путем ослабления законодательных ограничений и пр.). Что касается государств, заметно отстававших к началу 90-х годов в данной области от стран – лидеров (Германия, Израиль, Финляндия и др.), то в них широко использовались меры прямой государственной поддержки, продиктованные стремлением повысить конкурентоспособность национальной промышленности в условиях глобализации мирового рынка. Кроме
национальных программ поддержки
венчурного бизнеса, инициированных
правительствами западноевропейских стран,
есть ряд международных программ,
реализуемых и финансируемых Европейским
советом. Так, программа «Еuгоtec
Capital»
нацелена на создание стимулов для
привлечения венчурных фондов к
финансированию крупных международных
проектов в области высоких технологий,
реализуемых в рамках межправительственных
соглашений между странами Западной Европы.
Программа «Sprint»
призвана совместно с венчурными фондами
оказывать финансовую поддержку малым и
средним фирмам, занимающимся разработкой
новейших технологий. В рамках программы «Value»
производится финансирование исследований
по целесообразности проведения
инвестиционных проектов, ориентированных
на привлечение венчурного финансирования.
Программа «Joint
Venture
Phare»
стимулирует создание совместных
предприятий с участием венчурного бизнеса
в странах Центральной и Восточной Европы. Россия также не может стоять в стороне от венчурного бизнеса. Вот уже более 10 лет проблема государственного стимулирования венчурного финансирования привлекает российских исследователей и специалистов в области управления. Начавшаяся радикальная экономическая реформа открыла дорогу развитию предпринимательской инициативы, привлекла внимание зарубежных инвесторов венчурного капитала. В России первые венчурные фонды стали создаваться в 1994 г. по инициативе Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). В соответствии с его программой создания Региональных фондов венчурного капитала (РФВК) было создано 11 таких фондов. Региональные фонды венчурного капитала (РФВК) были образованы в 10 различных регионах России. Каждый РФВК располагает капиталом в размере 30 млн. долл. для инвестирования в качестве нового акционерного капитала в приватизированные предприятия. В каждом РФВК капитал ЕБРР дополняется взносом правительства страны - донора в размере 20 млн. долл., которые идут на покрытие операционных издержек РФВК и расходов на консультантов для предприятий, в которые РФВК вкладывает средства. 10 из 11 руководителей РФВК – иностранцы. Достоверные сведения о работе РФВК в России фактически отсутствуют, однако по косвенным данным на финансирование собственно технологических инноваций была направлена несоизмеримо малая часть средств этих фондов (единицы процентов от капитала, а по мнению некоторых экспертов - 1%). Если посмотреть отраслевую принадлежность этих предприятий, то практически все они относятся к растущим предприятиям традиционных отраслей промышленности. Темпы роста и развития таких предприятий при стабильных экономических условиях относительно невелики и непосредственно связаны со значительными инвестиционными затратами на приобретение оборудования и недвижимости. Это значит, что в какой-то период венчурное инвестирование сыграло компенсирующую роль в неразвитой банковской системе России. Одновременно
с ЕБРР другая крупная финансовая структура
- Международная финансовая корпорация (International
Finance
Corporation)
- также приняла участие в создаваемых
венчурных структурах совместно с
некоторыми известными в мире
корпоративными и частными инвесторами. Следует
отметить, что подавляющее большинство
работающих в России и с Россией фондов
созданы либо непосредственно
международными организациями (региональные
венчурные фонды и фонды долевого участия в
малых предприятиях Европейского банка
реконструкции и развития), либо
национальными, в рамках
межправительственных соглашений (US-Russia
Defense
Fund,
The
US-Russia
Investment
Fund
- TUSRIF).
Частные венчурные фонды пока слабо
представлены на российском рынке. В 1997 году 12 действующих на территории России венчурных фондов образовали Российскую ассоциацию венчурного инвестирования (РАВИ) со штаб-квартирой в Москве и отделением в Санкт-Петербурге. На сентябрь 1997 г. в России действовали 26 специализированных фондов, инвестирующих в российские корпоративные активы с суммарной капитализацией 1,6 млрд. долл. Помимо этого, еще 16 восточноевропейских фондов инвестировали в Россию часть своих портфелей. Появились сообщения о создании первых отечественных венчурных фондов, опирающихся на средства крупных российских банков и диверсифицированных холдингов. Однако наметившийся прогресс был остановлен разразившимся в августе 1998 г. финансовым кризисом, который заострил проблему ликвидности рисковых капиталовложений и задержал распространение венчурного механизма в России по меньшей мере на несколько лет. В этих условиях инициативу по развитию венчурной индустрии взяло в свои руки государство. 10 марта 2000 года вышло распоряжение Правительства РФ № 362-р об учреждении венчурного инновационного фонда - некоммерческой организации для формирования оргструктуры системы венчурного инвестирования. Одна из целей данной организации - содействие созданию отраслевых и региональных венчурных фондов через долевое участие в их уставном капитале. С 2000 г. регулярно
проводятся венчурные ярмарки, призванные
содействовать привлечению инвестиций для
финансирования перспективных проектов
российских предпринимателей. Участие
в таких ярмарках дает возможность
предпринимателям рассчитывать на
значительные вложения в их инновационный
бизнес, поскольку в ее работе принимают
участие российские и зарубежные венчурные
фонды, банки и инвестиционные институты, в
том числе «Промстройбанк», «Дельта Кэпитал
Менеджмент». Ярмарку посещают десятки
российских и крупнейших инновационных
инвесторов мира. Согласно официальным данным Министерства промышленности и науки РФ, за последние 10 лет вложения венчурного капитала в России составили суммарно около 1,5 млрд. евро и использовались для финансирования более 250 предприятий. К настоящему времени действует около 40 фондов венчурного капитала, большинство которых представляет иностранных инвесторов. Очевидно, что эти показатели не идут пока в сравнение с масштабами рынка венчурного капитала в США и других индустриально развитых странах. Развитию венчурной индустрии в России препятствуют сегодня следующие факторы: слабое развитие инфраструктуры, обеспечивающей плодотворный симбиоз венчурного капитала с малым и средним инновационным бизнесом; отсутствие заметных российских источников венчурного капитала; низкая ликвидность рисковых капиталовложений, отсутствие необходимого для этого рыночного механизма (специального фондового рынка); недостаточные экономические стимулы для привлечения венчурного капитала к реализации наукоемких проектов; низкий престиж предпринимательской деятельности в сфере малого наукоемкого бизнеса; слабая информационная поддержка венчурного бизнеса; недостаток квалифицированных менеджеров инновационных проектов, в том числе осуществляемых с привлечением венчурного капитала; проблемы с регистрацией венчурных фондов и др. Для исправления сложившейся ситуации Министерство промышленности и науки РФ разработало и в конце 2002 г. представило на рассмотрение проект Концепции развития венчурной индустрии в России, являющейся, по сути, государственной системой стимулирования венчурных инвестиций. Согласно этой Концепции, в 2003-2004 гг. предполагалось учредить 10 региональных и отраслевых венчурных фондов с государственным участием. Кроме того, в Концепции указано, что государство возьмет на себя значительную часть усилий по формированию необходимой для успешного развития венчурного бизнеса инфраструктуры, созданию благоприятной экономической среды для привлечения венчурных инвестиций в инновационный сектор экономики, обеспечению ликвидности рисковых капиталовложений, повышению престижа предпринимательской деятельности в области малого и среднего бизнеса. Ожидается, что реализация данных мер позволит привлекать начиная с 2004 г. ежегодно до 1 млрд руб. частных капиталовложений во вновь создающиеся венчурные фонды. Также распоряжением Правительства РФ от 21.08.2003 г. № 1187-р утвержден План мероприятий на 2003 –2005 годы по стимулированию инноваций и развитию венчурного инвестирования. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано учитывать план мероприятий при формировании и реализации региональных программ инновационного развития. На создание индустрии венчурного бизнеса в России в настоящее время также оказывает влияние общемировой спад на рынке рискового капитала. Если этот кризис завершится уже в ближайшие годы, успешная реализация намеченной Концепции будет способствовать формированию частного венчурного капитала российского происхождения, без которого трудно рассчитывать на развитие в стране малого инновационного бизнеса. Если же спад затянется на более длительный период, то сформированная при содействии государства инфраструктура может быть использована для привлечения накопленного в последние годы за рубежом большого резерва венчурного капитала, который ищет сегодня новые сферы приложения за пределами своих стран. Однако государство в таком случае будет вынуждено находить дополнительные способы поддержания ликвидности рынка (например, за счет выделения дополнительных финансовых ресурсов из бюджета или путем предоставления инвестиционных налоговых кредитов крупным индустриальным инвесторам). Очевидно, что преобладающее развитие получат тогда отдельные сегменты рынка, ориентированные на определенные производственные технологии. Кроме того, на этом пути придется, видимо, столкнуться с сильной конкуренцией со стороны стран Юго-Восточной Азии и особенно Китая, которые сегодня все больше интересуют западных инвесторов. Европейская ассоциация прямых инвестиций и венчурного капитала определила 5 приоритетных направлений по созданию в России здоровой почвы для развития венчурного бизнеса. Этими приоритетами для венчурного капитала и принципиально важных областей его деятельности являются: - переориентация системы налогообложения на получение прибыли, создание понятного механизма взимания налогов и недопустимость действия правовой обратной силы; -
внесение поправок в
хозяйственное право, нацеленных на
создание условий для инвестирования
венчурного капитала; -
упрощение требований
к регистрации венчурных инвестиций, замена
разрешительной системы на уведомительную; -
содействие развитию
финансовой инфраструктуры, отвечающей
требованиям бизнеса; -
создание
благоприятных условий для поддержки
предпринимательства. Все вышеназванные меры призваны сделать инвестиционный климат России более благоприятным, что в свою очередь позволит развиваться венчурному бизнесу - главному катализатору роста малых инновационных предприятий. Поддержка венчурных фондов должно быть одной из составляющих новой экономической политики для государства. Мировой опыт показывает, что в период промышленного застоя и инвестиционного кризиса венчурное инвестирование является катализатором инвестиционной активности потенциальных инвесторов как физических, так и институциональных лиц, а также обеспечивает приток инвестиционных ресурсов, необходимых предприятиям. В 2000 году завершился процесс реализации Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России. За истекшие три года работы (1998-2000гг.) программа выполнила функции механизма запускающего инновационные процессы в научно-технической сфере. В 25 регионах, обладающих высоким научно-технологическим потенциалом, созданы инновационно-технологические центры (ИТЦ), инновационно-технологические комлексы (ИТК) в которых разместились сотни малых технологических предприятий, осуществляющих свою деятельность более чем в 20 секторах экономики. Образован Союз ИТЦ России. Введена в опытную эксплуатацию первая очередь системы информационного обеспечения инновационной деятельности. Разработана технология продвижения результатов НИОКР в производство. Успешно функционирует многоуровневая система подготовки специалистов для инновационной деятельности . Сейчас ввиду отсутствия статистических данных достаточно трудно определить, сколько высокотехнологичных компаний в России можно рассматривать в качестве потенциальных клиентов венчурных фондов. По ориентировочным оценкам экспертов эта цифра составляет примерно 850 - 1000 предприятий. При этом их средний инвестиционный запрос составляет 0,7 - 1 млн. долларов. На сегодняшний день в России функционирует более 70 технологических парков и около 50 тысяч малых технологических фирм, в которых занято 200 тыс. человек. Особенностью их создания является то, что они формируются без государственного финансового участия. Миннауки России, совместно с другими консалтинговыми и экспертными организациями (НПК « Инновационное агентство» и др.) сформирован пакет данных об инновационных проектах, имеющий перспективы высокоэффективной коммерциализации. Таким образом, есть все основания говорить о том, что перспективы развития венчурного инвестирования в России как источника финансирования прикладных научных исследований и малых инновационных предприятий, их внедряющих, более чем обнадеживающие. Однако существующего сегодня количества венчурных фондов явно недостаточно для развития сектора малого и среднего предпринимательства. Спрос на венчурный капитал все еще намного превышает его предложение. Одна из причин - отсутствие соответствующей законодательной базы в этой области. Нужны реальные стимулы для наших банков, страховых компаний и других корпоративных и частных инвесторов, для того чтобы они начали финансировать венчурный бизнес. Для этого необходимо внимательное и тщательное изучения богатого зарубежного опыта, прежде всего, в части создания режима наибольшего благоприятствования венчурному финансированию. В Республике Коми на заседании Коми Республиканской Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Главе Республики Коми от 04.07.2000г. было принято решение о проведении подготовительной работы по созданию в республике первого республиканского венчурного фонда. Позднее распоряжением Главы РК было объявлено о создании комиссии, которой было поручено разработать данный вопрос. В 2000 году также была разработана Экономическая программа Правительства Республики Коми на 2001-2005 годы, где одним из главных приоритетов в работе правительства является стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности, поддержка всех форм предпринимательства и занятости. Привлекательными для инвестирования считаются предприятия, являющиеся, в соответствии с Экономической программой Правительства Республики Коми на 2001-2005 годы, приоритетными. Данные приоритеты сконцентрированы на реализации проектов развития ключевых отраслей экономики РК, способных обеспечить рост промышленного производства и развитие социальной инфраструктуры. К приоритетным направлениям вложения инвестиционных ресурсов относятся: - проекты развития угольных предприятий Печерского угольного бассейна; - освоение нефтегазовых ресурсов Тимано-Печорской провинции; - развитие минерально-сырьевого комплекса республики; - развитие лесного комплекса республики; - формирование транспортно-коммуникационной системы на территории РК. Предприятия, функционирующие в перечисленных выше приоритетных областях, и должны были стать объектами венчурного инвестирования. Большую роль в создании первого в Республике Коми венчурного фонда должны были сыграть следующие организации: - Комитет по поддержке и развитию предпринимательства РК; - Коми региональный фонд в поддержке малого и среднего бизнеса им. В.А. Тихонова; - ООО «Технопарк» при Сыктывкарском лесном институте; - ГУП РК «Республиканское предприятие «Бизнес-инкубатор»; - Крупные предприятия республики; - Финансово-кредитные учреждения Республики Коми; - Правительство Республики Коми; - Институциональные инвесторы. Следует отметить, что правительство вело большую работу по данному направлению. Так, в 2000 году были созданы ООО «Технопарк» при Сыктывкарском лесном институте и ГУП РК «Республиканское предприятие «Бизнес-инкубатор». Начала работать проектно-конструкторская дизайнерская лаборатория по разработке промышленных образцов товаров бытового применения с использованием древесного сырья. Безусловно, появление в ближайшем будущем в республике нового финансово-кредитного института позволило бы содействовать развитию предпринимательства в регионе по приоритетным направлениям, повысить научно-технический и инвестиционный потенциал республики. Если Правительство Республики Коми будет в дальнейшем продолжать начатую работу в области создания венчурного фонда, то осуществление политики развития венчурного инвестирования в регионе целесообразно проводить по нормативному, организационному и экономическому направлениям. Индустрия венчурного капитала в России находится на очень ранней стадии, но, тем не менее, за последние три года она совершила огромный прогресс. Со временем институт венчурного финансирования основательно войдет в структуру российской экономики. Однако не следует забывать об одном существенном отличии России от всех других стран - в венчурной индустрии нет национального капитала, основной капитал российских венчурных фондов составляют средства Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) и различные американские государственные и частные финансовые ресурсы. По целому ряду причин эти фонды не нацелены на поддержку рисковых проектов высокотехнологичных малых предприятий России, в связи с чем традиционная для развитых стан схема продвижения научно-технических инновационных проектов с привлечением венчурных инвестиций оказывается в нашей стране не работающей. Практически в наукоемком бизнесе отсутствует и неформальный сектор венчурного капитала (частные инвесторы), которые в развитых странах являются основной финансовой базой по поддержке начинающих предприятий. Таким образом, основной задачей на настоящем этапе в области развития института венчурного финансирования должно стать обеспечение условий по привлечению национального капитала в существующие на территории РФ венчурные фонды при особой поддерживающей роли государства. Это поможет развить венчурный бизнес в стране, а также создать реальные предпосылки для развития малого наукоемкого бизнеса. |