Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

От редакции Вестника

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

 

РОЛЬ ФАКТОРИНГА И ФОРФЕЙТИНГА В УПРАВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ КОМПАНИЙ

А.Н. Елизарова

Главная задача кредитной политики каждой компании заключается в выборе наиболее эффективного способа предоставления коммерческих кредитов в конкретных рыночных условиях. В работе рассмотрена система мероприятий по коммерческому кредитованию, которая  включает несколько важных элементов: кредитный анализ; решение вопроса о кредитном лимите, который может быть предоставлен заемщику; контроль за дебиторской задолженностью; управление остатком дебиторской задолженности в соответствии с размером ожидаемой реализации товаров.

В настоящее время правомерно говорить о расширении направлений использования кредита и разнообразии его форм на российском рынке банковских услуг. Банки стали предлагать такие формы финансирования компаний как факторинг и форфейтинг. В статье определена сущность этих понятий, а также их вклад в повышение эффективности корпоративного финансового менеджмента.

Продажа товаров с отсрочкой платежа представляет собой обычный способ ведения дел для промышленных компаний, так как предложение кредитных услуг является значимым орудием конкуренции при привлечении клиентов.

В настоящее время на рынке проявляется тенденция к увеличению продаж в кредит, что оказывает заметное влияние на развитие связей между производителями и потребителями. В связи с этим возрастает внимание компаний к вопросам организации коммерческого кредита и разработки более эффективной кредитной политики, излишне твердые условия кредитования могут отпугнуть покупателей, очень свободные будут способствовать увеличению объемов продаж, по могут уменьшить обратный приток капитала из-за непогашения долгов в срок.

Главная задача кредитной политики каждой компании заключается в выборе наиболее эффективного способа предоставления коммерческих кредитов в конкретных рыночных условиях.

Система мероприятий по коммерческому кредитованию включает несколько важных элементов. Во-первых, речь идет о кредитном анализе, в ходе которого принимается решение о предоставлении (непредоставлении) коммерческого кредита потенциальному клиенту. Во-вторых, решается вопрос о кредитном лимите, который может быть предоставлен заемщику. При этом менеджеры пользуются различными методиками и увязывают лимит кредита либо с суммой планируемых закупок и платежеспособностью клиента, либо ставят его в зависимость от размеров собственного капитала клиента, либо принимают во внимание наряду с собственным и оборотный капитал. В-третьих, важным элементом кредитной политики компании является контроль за дебиторской задолженностью, который позволяет оценивать принятые кредитные решения и своевременно их корректировать. В-четвертых, главная задача менеджмента в этой области заключается в правильном управлении остатком дебиторской задолженности в соответствии с размером ожидаемой реализации товаров. Поэтому эффективность кредитной политики компании в значительной степени связана с ускорением оборачиваемости остатка дебиторской задолженности, с получением финансовых ресурсов через классические и современные формы банковского финансирования коммерческого кредита.

В настоящее время правомерно говорить о расширении направлений использования кредита и разнообразии его форм на российском рынке банковских услуг. Банки стали предлагать такие формы финансирования компаний как факторинг и форфейтинг.

Реальный вклад в повышение эффективности корпоративного финансового менеджмента способен внести факторинг, базой которого является коммерческий кредит, предоставляемый поставщиком в виде отсрочки платежа. При этом сумма задолженности фиксируется в дебет счета, открытого на имя покупателя.

Факторинг представляет собой финансово посредническую операцию, в ходе которой поставщик уступает банку или фактор-фирме свои права по требованию от покупателя оплаты поставленной продукции, выполненных работ или оказанных услуг. Финансовый посредник покупает счета-фактуры поставщика и оплачивает сумму переуступаемых ему платежных требований на оговоренных условиях. При этом операция не превращается в сделку купли-продажи, а является кредитной: в ее рамках фирма-поставщик обычно получает от фактора до 90% стоимости счета-фактуры, то есть фактор осуществляет финансирование клиента в виде досрочной оплаты поставленных товаров.

Факторинг может выступать в открытом виде, когда должник уведомлен о переуступке требования финансовому посреднику и осуществляет платеж непосредственно ему. Также имеет место закрытый, или конфиденциальный, факторинг, при котором плательщик не осведомлен о переуступке поставщиком требования. В этом случае должник ведет расчеты с самим поставщиком, который затем перечисляет соответствующую часть своему фактору для погашения полученного кредита.

Договор факторинга может заключаться с правом регресса и в этом случае фактор имеет право вернуть клиенту неоплаченные покупателем счета и потребовать погашения кредита. Но обычно применяется факторинг без права регресса - весь риск неплатежа со стороны должника фактор берет на себя.

В современных условиях факторинг предполагает кредитование в форме предварительной оплаты долговых требований, инкассирование дебиторской задолженности, поставщика, оказание поставщику услуг по управлению дебиторской бухгалтерией, страхование поставщика от риска неоплаты или несвоевременной оплаты товаров. Комиссионное вознаграждение, уплачиваемое финансовому посреднику, складывается из платы за полученные а кредит средства и платы за обслуживание. Плата за полученный кредит рассчитывается на однодневной основе за период между продажей дебиторской задолженности (досрочным получением денежных средств) и датой инкассирования. Плата за обслуживание рассчитывается обычно как процент от суммы счета-фактуры, ее размер зависит от рисков, взятых на себя фактором, и трудностей работы с плательщиком.

Среди инструментов финансового менеджмента важное место занимает и форфейтинг, услугами которого пользуются в основном экспортеры, реализуя свою продукцию на внешнем рынке. Эта операция в мировой практике применяется как форма средне- и долгосрочного кредитования внешнеторговых сделок, связанных в основном с поставкой машин и оборудования. Это отличает ее от классической операции по учету векселей, погашение которых рассчитано на срок до 6 месяцев.

Форфейтинг - операция, осуществляя которую финансовый посредник покупает у поставщика товарные векселя без права регресса. По условиям договора продавец переуступает свои требования по векселям форфейтору, а тот выплачивает ему всю сумму долга за вычетом дисконта. Дисконтирование производится по фиксированной учетной ставке посредством авансового взимания процентов за весь период пользования кредитом. Размер дисконта зависит от категории должника и валюты векселя. Таким образом, в результате этой сделки экспортер немедленно получает сумму,   равную номиналу выписанных векселей за вычетом размера дисконта.

Экспортер, получив полное возмещение стоимости поставленных товаров, считает сделку завершенной, форфейтор же хранит учтенные им векселя и предъявляет их к оплате по мере наступления указанного в них срока. Сроки оплаты форфетированных долговых обязательств составляют, как правило, от одного до пяти лет. Плательщик обычно стремится равномерно распределить платежи, для чего выписывает векселей с разными сроками погашения (как правило, один раз в шесть месяцев).

Продавая векселя, фирма освобождается от всех рисков, связанных < долга. Поскольку финансовый посредник принимает на себя все риски, связанные с погашением приобретенных векселей, и отказывается от права регресса, то он обычно требует дополнительного обеспечения векселей в форме аваля или гарантии первоклассного банка в стране импортера, Для страхования от валютного риска форфейторы покупают векселя, номинированные в устойчивых валютах, таких как доллар США, евро, швейцарский франк.

Таким образом, использование факторинга и форфейтинга позволяет компаниям не только перекладывать на финансовых посредников свои проблемы расчетов с покупателями продукции, но вместе с этим совершенствовать процесс управления денежными потоками, эффективно решать вопросы пополнения оборотных средств, улучшать структуру баланса, повышать ликвидность и оборачиваемость капитала.