Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

От редакции Вестника

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

 

БАНКОВСКИЙ НАДЗОР КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

В.Д. Алексеева

Статья посвящена проблемам корпоративного управления банками. Автор рассматривает факторы повышения качества корпоративного управления кредитных организаций, среди которых выделяет развитие банковского надзора с акцентом на проведение комплексных оценок качества систем внутрибанковского управления и внутреннего контроля и на повышение роли этих оценок при определении состояния и перспектив деятельности банка. В качестве одного из направлений совершенствования системы надзора за деятельностью кредитных организаций автор рассматривает деятельность института кураторов, в задачи которого входит профессиональное и бизнес-образование, аналогичное MBA (Master of Administration), no специальностям "Куратор коммерческого банка — менеджер" и "Инспектор коммерческого банка — банковский менеджер".

Укрепление устойчивости банковской системы, исключающее возможность возникновения системных банковских рисков, возможно только при условии эффективности корпоративного управлений банками. Поэтому проблеме корпоративного управления уделяется пристальное внимание, в том числе и на международном уровне. Базельский комитет по банковскому надзору в 1999г. опубликовал документ, посвященный совершенствованию корпоративного управления в банках. Положение этого документа используется Банком России при определении основных направлений развития системы корпоративного управления кредитными организациями.

Фактором повышения качества корпоративного управления кредитных организаций является развитие банковского надзора с акцентом на. проведение комплексных оценок качества систем внутрибанковского управления и внутреннего контроля и па повышение роли этих оценок при определении состояния и перспектив деятельности банка. Вместе с тем надзорный орган не должен диктовать конкретные схемы корпоративного управления. Последние самостоятельно определяется банком исходя их характера и масштабов решаемых задач.

Трансформация надзорных функций Банка России идет в направлении приближения надзорных требований, предъявляемых кредитным организациям, к общепризнанным международным стандартам. Данные стандарты применяются как на уровне собственников банка, так и его менеджеров.

На уровне собственников, при допуске кредитной организации на рынок банковских услуг, повышены требования к финансовой устойчивости учредителей (участников) банков, что нашло отражение в принятии Банком России в 2003г. специального положения "О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц - учредителей (участников кредитных организаций)". Реальные собственники банков должны иметь соответствующие финансовые ресурсы как при формировании капитала, так и при необходимости его увеличения. Анализ последствий банковского кризиса 1998 года показал, что ряд банков был восстановлен за счет добросовестных действий их собственников, направленных па увеличение ресурсов. Вместе с тем присутствуют и обратные примеры, когда разорение банков связано с собственниками. Поэтому Банк России, изменяя порядок регулирования деятельности банков в направлении сокращения числа обязательных экономических нормативов, не отменил норматив, огранивающий предоставление кредитов акционерам банка.

Недобросовестность акционеров проявляется также в формировании капитала с помощью ненадлежащих активов. Данные акгивы не могут быть обеспечением рисков, принимаемых банками перед кредиторами. Для преодоления сложившейся ситуации с качеством банковского капитала Банк России постоянно совершенствует методику расчета собственных средств. Последняя методика предусматривает исключение из расчета капитала той части источников собственных средств, для формирования которой использовались ненадлежащие активы (перечень активов, используемых в оплате акций (долей) банка, определен Банком России). Для банков величина капитала является определяющей в масштабе их операций, поэтому очевидно их стремление к наращиванию капитала. Кроме этого, Банк России намерен установить с 2007 года минимальные требования к капиталу всех действующих банков в размере 5 млн. евро. Данного размера капитала не имеют около 60% российских банков, в том числе в Республике Коми = 83% из региональных банков.

В сфере допуска на рынок банковских услуг м лицензирования банковской деятельности повышаются требования к профессиональной пригодности и деловой репутации руководства кредитных организаций, что также направлено на повышение качества корпоративного управления. Основными причинами разорения банков в последние годы стали профессиональные ошибки, связанные с системой контроля рисков и сознательная недобросовестность менеджеров.

Чтобы предотвратить деструктивные действия: владельцев и менеджмента Заик России повышает для себя возможность более оперативной реакции на недостатки в состоянии банков. Реализация данной возможности заложена в новом порядке расчета обязательных экономических нормативов и надзоре за их выполнением. Если до 01,04,04г. расчет и выполнение данных нормативов производились только на первое число каждого месяца, то после указанной даты установлено требование о соблюдении обязательных нормативов на постоянной основе. Предусмотрено, что расчет обязательных нормативов осуществляется банками ежедневно на конец каждого операционного дня. Однако Банк России намерен отказаться от констатации нарушений обязательных экономических нормативов и перейти к постоянному содержательному анализу деятельности банков.

На повышение качества корпоративного управления в банках направлены Рекомендации Банка России об организации эффективного управления и контроля за ликвидностью в кредитных организациях. Согласно данным рекомендациям условием эффективного управления ликвидностью является наличие в кредитной организации официально утвержденного и при необходимости пересматриваемого руководящим органом кредитной организации (Собранием акционеров, Советом директором) документа о политике в сфере управления, и контроля за состоянием ликвидности. В данном документе должны быть определены требования к организации работы по управлению и предусмотрено своевременность информации Совета директоров о состоянии ликвидности банка. В целях повышения доверия со стороны кредиторов Банк России расширил перечень публикуемой отчетности. Банки, независимо от их организационно-правовой формы, ежегодно публикуют наряду с бухгалтерским балансом и отчетом о прибылях и убытках, данные о движении денежных средств и информацию об уровне достаточности капитала, о величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов.

Внедрение международных стандартов и правил надзора, определенных Базельским соглашением, реализуется через институт кураторов. Ввести в России новый институт банковского надзора Банку России рекомендовал XI Международный банковский конгресс. Куратор становится главным организатором надзора за конкретным банком, несущим персональную ответственность за его состояние. В компетенцию куратора может входить осуществление надзора или за одной, или за несколькими кредитными организациями. Куратор назначается из числа служащих Банка России, и к нему предъявляются особые требования в области знания банковского бизнеса и банковского менеджмента. Ибо куратор должен не только оценить качество управления в банке, но разработать и предложить рекомендации по его совершенствованию. Применительно к задачам института кураторства служащие Банка России получают профессиональное и бизнес-образование, аналогичное MBA (Master of Business Administration), по специальностям "Куратор коммерческого банка — менеджер" и "Инспектор коммерческого банка — банковский менеджер".

Институт кураторов - лишь одно из направлений совершенствования системы надзора за деятельностью кредитных организаций, так как он не в состоянии решить в полной мере все вопросы формирования эффективного надзора. В настоящее время он проходит апробацию только в нескольких территориальных учреждениях, что позволит оценить реальную значимость данного института в повышении качества корпоративного управления банков.