Корпоративное
управление и инновационное развитие
экономики Севера
|
|
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОССИЙСКИХ КРУПНЫХ КОМПАНИЙЛ.Н. Фролова
Анализ экономической динамики РФ за период после кризиса 1998 г. свидетельствует о том, что значимость факторов экономического роста меняется. Но одной из постоянных угроз для дальнейшего развития российского бизнеса является недостаточный платежеспособный спрос со стороны населения страны, большая пропасть между доходами богатых и бедных. Социальные проблемы могут привести к замедлению темпов развития экономики России, и в том числе предпринимательства. Низкое качество жизни, большой уровень бедности населения ограничивает развитие национальной экономики и развитие бизнеса, в том числе крупного. Дальнейшее усиление экономической дифференциации населения способно привести к сокращению уровня потребления населения, а значит и к дестабилизации деятельности крупных компаний. Для обеспечения устойчивого экономического роста и развития корпораций требуется баланс интересов различных социальных групп по поводу целей и цены реформ, способов их достижения, выигрыша от реформ экономического роста. Иначе сохранится напряженность между крупным предпринимательством и большей частью населения страны. Сформировать конструктивные механизмы мотиваций трудовой и предпринимательской деятельности, социального поведения может соответствующая стратегия корпоративного управления, одной из целей которой должна быть социальная ответственность перед обществом, перед регионом, в котором действуют корпорации, и перед работниками компании. Пока государственные структуры не в состоянии взять на себя все бремя социального обеспечения следует изменить поведение у представителей бизнеса, в том числе крупного, в оценке роли человеческого фактора в обеспечении экономического роста. Между тем для решения основной задачи государства – сокращение бедности и неравенства – необходимо, прежде всего, обеспечить высокую заработную плату наемным работникам любых масштабов производства, и в первую очередь крупных. Но при этом следует использовать такую меру государственного регулирования, как законодательное ограничение разрыва в заработной плате. Именно обеспечение достойного заработка большинство руководителей ставят главной социальной целью деятельности предприятий корпоративного типа. Второй целью по значимости решения проблем социальной ответственности является использование таких форм для повышения социальной эффективности как: долговременный найм для высококвалифицированных работников; поздравление работника с днем рождения, вступления в брак, по случаю рождения ребенка; предоставление внеочередного отпуска на 2-3 дня; оплата транспортных расходов; медицинское и пенсионное негосударственное страхование; беспроцентные ссуды на обучение; оплата дорогостоящих медицинских услуг; непосредственное участие персонала в доходах компании. Реализация таких программ - это по сути инвестиции в “человеческий фактор”, но работников только своей компании. Социальные обязательства корпораций РФ перед обществом в целом заключаются в готовности корпораций выплачивать законодательно установленные налоги. В гораздо меньшей степени проявляется социальная ответственность перед жителями муниципальных образований, где осуществляется деятельность компании. На наш взгляд, существующая здесь ситуация далека от цивилизованных норм и правил корпоративного поведения. Задача корпорации по улучшению условий комфортного проживания населения решается, во-первых, в форме благотворительности по отношению к крупным объектам искусства и культуры; во-вторых, в виде разовой помощи самым незащищенным слоям населения России (школам-интернатам, домам престарелых и инвалидов, домам малюток); в-третьих, как финансовая помощь на завершение строительства и ремонта объектов социальной сферы (школ, больниц, спортивных комплексов – что чаще всего характерно для корпораций, функционирующих на территории Республики Коми); в-четвертых, в форме проектов безвозмездной помощи ученым, естествоиспытателям. В последние годы крупные нефтяные компании организуют конкурсы социальных проектов, в результате которых создаются рабочие места для инвалидов, чтобы помочь им вернуться к активной жизни в обществе, к работе. Многие социальные программы направлены на благоустройство среды обитания человека и ее экологию. В Республике Коми, где разрыв в доходах между богатыми и бедными выше, чем в среднем по РФ, и где этот разрыв увеличивается с каждым годом – социальная ответственность крупных компаний имеет особую важность. ОАО НК “Лукойл”, самая крупная компания, действующая на территории республики, ежегодно заключает соглашения с местными органами самоуправления о софинансировании социальных проектов, направленных на решение проблем бедности. Наиболее типичные мероприятия в рамках социального партнерства следующие: целевое направление на обучение за счет средств компании стипендиатов; строительство учреждений просвещения, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта; финансирование строительства храмов; долевое участие в общереспубликанских и городских праздниках; материальная поддержка пенсионеров, ветеранов, коренного населения; реализация экологических программ; реализация мероприятий по переселению граждан из ветхого жилищного фонда и финансирование его содержания; обеспечение нефтепродуктами предприятия коммунального хозяйства МО “Город Усинск” по ценам внутреннего потребления акционерного общества; целенаправленная спонсорская и благотворительная помощь. Таким образом, высшее руководство компании осознает, что корпорация должна развиваться на принципах социально ответственного бизнеса. Однако, по нашему мнению, руководство данной компании и других корпораций, действующих в районах Коми, не достаточно связывают формирование положительного имиджа компании с решением проблемы социальной ответственности фирмы, что идет в разрез с общемировыми тенденциями корпоративного развития. Эффективность корпоративного управления взаимосвязана и взаимозависима от ценности управления, от эволюции баланса интересов различных участников корпоративных отношений (акционеров, менеджмента, наемных работников компании, высшего руководства компании, государства, органов местной власти). Очевидно, что без приоритетного развития человеческого фактора не может быть высокоэффективного предпринимательства. Причем услуги социального характера не должны быть только связаны с принадлежностью к компании, а включать значительные добровольные социальные услуги в системе социального партнерства. |