Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

От редакции Вестника

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

 

РОЛЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Л.И. Ильина, Т.Ф. Юткина

Рассматривая перспективы организации управленческого учета в организациях, авторы характеризуют его особенности и преимущества для выработки и принятия управленческих решений.  В работе описываются методы определения финансовых результатов. Выявлены наиболее  типичные недостатки системы управленческого учета, практикуемой крупными российскими компаниями. Изучены возможные системы организации учета производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции. Предложены варианты разработки и  применения управленческого учета на российских предприятиях с учетом традиционных методов ведения бухгалтерского учета и зарегламентированности системы бухгалтерского учета. Подробно рассмотрены основные регламентирующие документы:

-        корпоративные стандарты управленческо­го учета;

-        план счетов управленческого учета;

-        система кодов, используемых для кодиро­вания статей бюджета, статей затрат, центров ответственности, направлений деятельности и т.д.;

-        порядок документооборота при ведении уп­равленческого учета.

Экономика рыночных преобразований характеризуется коренными изменениями системы управления предприятиями и организациями. В связи с этим, актуализируется необходимость совершенствования методов управления развитием корпоративных организаций включением их в общую стратегию структурных преобразований, происходящих сегодня в России.

Немаловажную роль в совершенствовании методов управления организациями отводится управленческому учету. В настоящее время на страницах экономической печати широко обсуждаются возможности адаптации принципов управленческого учета применительно к условиям их деятельности. В реальной же практике организации не в полной мере используют наиболее широко известные элементы управленческого учета – учет затрат по местам возникновения, количественные сличения затрат и результатов и др.

Рассматривая перспективы организации управленческого учета в организациях следует, прежде всего, охарактеризовать его особенности и явные преимущества для выработки и принятия управленческих решений. 

Мировая практика доказала, что управленческий учет продуктивно взаимодействует с элементами системы организации производства, планирования, управления. Он ориентирован на специфику отрасли и особенности ее технологии.

Организация управленческого учета опирается на целый комплекс исследовательских методов математического программирования, информатики, кибернетики, психологии, анализа хозяйственной деятельности, экономического прогнозирования, маркетинга, исследования операций и др.

В настоящее время предприятия различных организационно-правовых форм  отраслей экономики становятся самостоятельными в выборе методов учета, поэтому объективной необходимостью является создание системы учета для управления на основе модели «затраты - выпуск продукции – результат». Данная модель применима не только на уровне предприятия, но и в его структурных подразделениях в условиях функционирования многообразных форм внутрипроизводственного управления.

Развитие различных форм собственности, происходящие изменения в сфере внешнеэкономических связей, прямое участие во внешней торговле тысяч предприятий и организаций, создание свободных экономических зон вызывает интерес к таким вопросам, как «западная» школа внутрифирменной бухгалтерии, публичная финансовая отчетность, принципы организации и методика контроля и аудиторских проверок деятельности компаний.

 Несмотря на то, что многие традиционные исторические инструменты учета остались неизменными (счета, двойная запись, балансовое обобщение) бухгалтерия фирм представляет собой качественно новую ступень в развитии учетной практики.

Опыт работы стран с рыночной экономикой (США, Японии, Великобритании, Франции и др.) свидетельствует о том, что разделение бухгалтерии на две части - общую (финансовую) и управленческую (калькуляционную, производственную) - оказало положительное воздействие на уровень экономической работы фирм и достижение основной цели - снижение себестоимости и роста прибыли. В этих странах теория принятия решений теснейшим образом связывается с учетом.

В условиях экономики формирующегося рынка цели и задачи управленческого учета необходимо ориентировать, главным образом, на производственные нужды управления предприятием и его структурных подразделений. В этом случае появляется новая эффективная система управления соотношениями «затраты-результаты», целиком подчиненная целям оптимизации производственно-хозяйственных процессов.

 Организация такого учета должна быть, прежде всего, подчинена потребностям управления предприятием. Она позволяет определять финансовый результат различными методами, но все они являются соизмеримыми между собой и ориентированы на отраслевые особенности деятельности. К числу таких методов относятся:

·        соизмерение остатков по активным и пассивным счетам;

·        по методу «затраты – выпуск» в общей бухгалтерии на основе элементов затрат;

·        по методу «затраты – выпуск» в производственной бухгалтерии на базе использования статей затрат с его детализацией по структурным подразделениям - центрам ответственности;

·        путем соизмерения затрат с выпуском и корректировкой полученного результата на изменение затрат в незавершенном производстве.

 Таким образом, в условиях действия объективных законов рынка действенное управление производством возможно с использованием системы управленческого учета, который мог бы оперативно и своевременно реагировать на потребности управляющей системы.

Управленческий учет выгодно отличается от излишне зарегулированного и нормативно регламентированного бухгалтерского учета в России. Эта система ориентирована на внешних пользователей, среди которых первостепенное место занимает фискальная система государства. Управленческий учет реализует внутренние интересы руководителей низовых подразделений, не регламентирован законодательными и нормативными актами министерств и ведомств.

По мере укрепления рыночных отношений разворачивается конкурентная состязательность между производителями за рынки сбыта, товаров, работ, услуг, что еще более обусловливает необходимость создания такой системы учета, которая бы могла обеспечить потребности и внешних, и внутренних пользователей информации. Следовательно, руководителям организаций всех форм собственности и способов организации необходимы знания теория, которыми они могли бы руководствоваться на практике.

Знание общих принципов организации управленческого учета позволяет в каждом конкретном случае разумно решать задачи, ориентированные на определенные условия финансово-хозяйственной и производственно-технологической деятельности. На наш взгляд, необходимо на законодательном уровне подтвердить право руководителей организаций на создание и использование параллельно с официальной и внутренней учетно-аналитической информации, иметь собственную методологию, систему принципов и методов оценок. Часть такой информации, разумеется, должна остаться предметом коммерческой тайны и не является объектом контроля со стороны официальных фискальных и других государственных органов.

В мировой практике сформировались два направления организации учетно-аналитической системы.    

Первое - финансовый учет (именуемый в законодательстве как бухгалтерский учет), ориентированный не столько на обеспечение управления предприятием, сколько на внешнее обеспечение по отношению к хозяйствующему субъекту пользователей учетной информацией - правительственных фискальных органов, банкиров, кредиторов, акционеров и партнеров настоящих и потенциальных.

Это направление учета развивает, гармонирует и унифицирует традиционные учетные процедуры с целью получения максимально точной, понятной и доступной всем внешним пользователям информации. Недостатками являются несвоевременность и низкая информативность полученной в системе финансового учета информации для нужд конкретного производства в конкретных условиях хозяйствования.

Второе  направление - управленческий учет направлен на конкретного внутреннего пользователя, должен предоставить необходимую ему информацию и обеспечить контроль, анализ, прогнозирование, выбор наиболее эффективных путей развития и принятия оперативных управленческих решений. Набор показателей, измерителей и форм управленческой отчетности устанавливается администрацией предприятия и может изменяться в зависимости от потребностей производства.

Система управленческого учета, практикуемая крупными российскими компаниями, не лишена в настоящее время некоторых недостатков. К наиболее  типичным недостаткам следует отнести следующие:

·        избирательность, а, следовательно, неполная и неточная информация, которая при принятии конкретного управленческого решения может быть незаменима, при достаточно длительном использовании привести к нежелательному искажению базовой учетной информации;

·        своеобразие;

·        дороговизна.

Практика показала, что возможны четыре системы организации учета производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции:

1.      Управленческий учет полностью выделяется из финансового посредством ведения специальных счетов (Франция, Бельгия).

2.      Система управленческого учета становится автономной по отношению к финансовому учету, в ней используется три класса счетов. Счета управленческого учета ведутся параллельно со счетами финансового учета, а взаимосвязь между ними осуществляется при помощи системы распределительных счетов: распределение первичных затрат по элементам, первичных доходов (США, Канада, Германия).

3.      Управленческий учет не ведется, а учет затрат по носителям для исчисления себестоимости продукции, работ и услуг осуществляется статистически, т. е. вне системы бухгалтерского учета, хотя данные статистического учета увязываются с данными бухгалтерского учета (Венгрия).

4.      Управленческий учет отсутствует, а учет производственных затрат интегрирован в финансовый учет. Такая система организации учета затрат на производство присуща существующей отечественной системе учета. Дополнительно необходимо заметить, что в отечественном учете также отсутствуют сами понятия «финансовый и управленческий учет».

При разработке и  применении управленческого учета на российских предприятиях с учетом традиционных методов ведения бухгалтерского учета и зарегламентированности системы бухгалтерского учета можно предложить следующие варианты:

1. Организация управленческого учета на основе действующего Плана счетов, поскольку информация о себестоимости на счетах является открытой,  или в системе производственных (калькуляционных) счетов, поскольку информация о затратах и себестоимости является коммерческой тайной (закрытой) для внешних пользователей. Об этом говорят некоторые отечественные авторы, предлагая провести границы обособления между управленческим и финансовым учетом путем разделения и закрепления между ними отдельных балансовых счетов.

 При этом управленческий учет охватывает следующие направления учета: использования сырья, материалов, труда, оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы (граница обособления управленческого учета от сч.20 «Основное производство» до сч. 40 «Готовая продукция»). Информация  закрытая (сохраняется коммерческая тайна), широко используется управленческим аппаратом предприятия,

 Финансовый учет охватывает направления учета: отгрузка и реализация продукции по отпускным ценам, формирование коммерческих расходов, определение и использование прибыли до окончательного исчисления конечных результатов, фондов резервов (граница обособления финансового учета от счетов 45, 46 до счета 97). Информация открытая и широко используется внешними партнерами для налаживания и укрепления деловых связей.

 В этом случае, во-первых, финансовый учет теряет сплошной характер и не может претендовать на полноту и достоверность информации, а, во-вторых, сбыт, финансы и обязательства предприятия в условиях рыночных отношений не менее интересны и необходимы с точки зрения управления, чем производство, и поэтому не могут быть обойдены вниманием управленческого учета.

Учитывая изложенное, можно сказать, что обособление между финансовым и управленческим учетом состоит не в разделении предмета учета в пределах принятого Плана счетов, а в организационном подходе к системе учета с точки зрения полезности для потребителей представляемой информации.

2. Четкое разграничение функций финансового и управленческого учета, а, следовательно, переориентация всей системы бухгалтерского учета на основе международных стандартов, т.е. в этом смысле предоставление предприятию самостоятельности определения показателей по учету полной себестоимости, дифференцированного учета, учета по центрам ответственности.

 Таким образом, необходимо отметить, что при ориентации российской системы бухгалтерского учета к международным стандартам, организация и ведение бухгалтерского учета  подразумевает разделение на финансовый и управленческий, но этот факт не отражен ни в одном нормативном документе.

Представляется необходимым и возможным в настоящее время применять на предприятии управленческий учет, но препятствием этому является жесткое ограничение внутренней деятельности со стороны контролирующих органов.

Кроме того, система бухгалтерского учета не в достаточной степени отвечает требованиям управленческого учета, и в этом смысле,  управленческий учет представляет собой информационную систему предприятия с функциями  обеспечения оперативности сбора и обработки информации, текущего планирования деятельности, оперативного контроля за уровнем расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Поскольку у российских предприятий система управленческого учета ориентирована на отражение и накопление информации, она должна основываться на базовых бухгалтерских принципах.

 При организации управленческого учета целесообразно применять следующие основные принципы и методы:

-        двойной записи;

-        отражения фактов хозяйственной деятельности в том периоде, когда они произошли (метод начисления);

-        существенности (должна отражаться только существенная информация);

-        представления правдивой информации;

-        баланса между выгодами и затратами (выгоды, извлекаемые из информации, должны быть больше затрат на ее получение),

-        приоритета содержания над формой (операции должны отражаться в учете исходя из их экономической сути, а не из юридического содержания);

-        соответствия (отнесение расходов к доходам, для получения которых эти расходы и были произведены).

Поскольку управленческий учет регулируется только внутрикорпоративными нормами и предназначен исключительно для внутренних пользователей, то целесообразно утвердить указанные принципы приказом руководства и принять их в качестве основополагающих правил управленческого учета.

При этом возможны два основных варианта организации управленческого учета. Для их осуществления необходимо наличие на предприятии группы квалифицированных бухгалтеров, разбирающихся как в управленческом, так и в бухгалтерском учете. Различия вариантов лишь в том, какое место занимают эти сотрудники в технологической цепочке прохождения документов.

Первый вариант предусматривает, что все учетные документы поступают к бухгалтеру, ведущему управленческий учет (или группе бухгалтеров).

  Бухгалтер должен определить, как хозяйственные операции, учитываемые в первичных документах, должны отражаться в управленческом учете. По каждому из первичных учетных документов он формирует и управленческие, и бухгалтерские проводки. Если на предприятии помимо бухгалтеров, ведущих управленческий учет, существует финансовая бухгалтерия, то после формирования управленческих проводок первичные документы передаются бухгалтерам, осуществляющим ведение бухгалтерского и налогового учета, которые на основании этих документов составляют официальные бухгалтерские проводки.

Преимущество этого варианта состоит в том, что он наиболее точно соответствует основным принципам ведения учета и позволяет полнее отразить деятельность организации. Недостаток же заключается в том, что потребуются дополнительные ресурсы для создания интегрированной бухгалтерской системы, сочетающей как типовую бухгалтерскую, так и управленческую конфигурации.

Второй вариант организации управленческого учета подразумевает, что в управленческую базу данных информация вносится уже после того, как она была отражена в базе данных бухгалтерского учета. Другими словами, ведутся две параллельные базы данных.

 Финансовая бухгалтерия при этом работает в обычном режиме, предоставляя свою базу бухгалтеру, ведущему управленческий учет, для ее последующей трансформации. На практике такая трансформация осуществляется, как правило, по консолидированным данным.

Перенос консолидированной информации из бухгалтерской базы данных в управленческую возможен лишь для операций, юридическое содержание которых соответствует их реальной экономической сути. Если же такого соответствия нет, то каждую проводку, переносимую в управленческие регистры, нужно рассматривать отдельно.

 Кроме того, если в управленческом учете отражены консолидированные данные, то полноценные управленческие отчеты нужно будет получать, используя и управленческую, и бухгалтерскую базы данных (например, аналитический отчет по конкретному поставщику может быть сформирован исключительно по данным бухгалтерского учета).

Несмотря на отмеченные недостатки, второй вариант ведения управленческого учета привлекателен своей низкой ресурсоемкостью. Он может быть внедрен в кратчайшие сроки и с минимальными затратами - достаточно организовать дополнительные рабочие места для бухгалтеров, ведущих управленческий учет.

 Эффективность применения данного варианта будет тем выше, чем более существенны отличия между бухгалтерским и управленческим учетом. Основным условием его эффективного применения является детально разработанная методика переноса операций из бухгалтерской базы данных в управленческую.

Возможны и другие варианты ведения управленческого учета, например, на основе данных оперативного учета (о движении товаров, денежных средств и т п.). В этом случае можно будет получать управленческие отчеты лишь по отдельным аналитическим срезам (фактическому остатку товаров, задолженности), но не по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом.

 Некоторые крупные организации в состоянии приобрести мощные дорогостоящие финансовые системы, как правило, западного производства для ведения управленческого учета. Такие программы дают возможность вести «многомерный» анализ по всем видам деятельности предприятия и получать любые отчеты, что позволяет своевременно отслеживать все малейшие изменения, которые могут повлиять на финансовое состояние компании.

Для постановки управленческого учета необходимо разработать регламентирующие документы, которые будут определять основные правила учета. Нормировать имеет смысл только те учетные процедуры, которые не соответствуют действующим на предприятии бухгалтерским стандартам.

Основными регламентирующими документами являются:

-        корпоративные стандарты управленческого учета;

-        план счетов управленческого учета;

-        система кодов, используемых для кодирования статей бюджета, статей затрат, центров ответственности, направлений деятельности и т.д.;

-        порядок документооборота при ведении управленческого учета.

Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных документов.

В стандартах управленческого учета приводятся основные принципы отражения хозяйственных операций в организации. При разработке стандартов учета следует исходить из уже существующих нормативных документов (ПБУ, МСФО) и корректировать их в соответствии со специфическими условиями деятельности предприятия.

 Так, в корпоративный стандарт, посвященный управленческому учету основных средств, нет смысла переписывать текст ПБУ 6/01 «Учет основных средств», а лучше сделать ссылку на то, что данный документ взят за основу. Выделить следует те позиции, по которым управленческий учет отличается от бухгалтерского: например, право учитывать в качестве одного инвентарного объекта комплекс взаимосвязанных предметов, даже если каждый из них имеет разный срок полезного действия (в отличие от положений пункта 6 ПБУ 6/01) или индивидуальные сроки амортизации основных средств исходя из периода их фактического использования в компании или из срока их окупаемости.

При разработке управленческого плана счетов за основу принимается рабочий бухгалтерский план счетов. Порядок отражения информации о хозяйственных операциях не меняется: в управленческом учете, как и в бухгалтерском, расходы по оплате услуг банков будут учитываться на счете 91, а основные средства - на счете 01. Однако в управленческий план счетов будут входить и незадействованные в бухгалтерском плане счета.

В частности, имеет смысл ввести дополнительные (управленческие) счета учета денежных средств исходя из того, что информация на бухгалтерских счетах доступна внешним пользователям, а на управленческих - только менеджерам и владельцам компании.

Для нумерации этих счетов можно использовать пустующие коды раздела V бухгалтерского плана счетов (например, 53 «Управленческая касса» и 54 «Управленческий расчетный счет»). Таким образом, часть операций по счетам «касса» и «расчетный счет» отражаются на бухгалтерских счетах 50 и 51, а часть - на управленческих счетах 53 и 54. Подобным образом можно задействовать все неиспользуемые кодировки в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденном приказом МФ РФ от 31.10.2000 № 94н.

При разработке плана счетов нужно помнить, что для управленческого учета необходима большая детализация данных. Поэтому следует предусмотреть возможность отражения информации отдельно по каждому центру ответственности, направлению деятельности предприятия или производимому предприятием продукту.

Управленческий план счетов должен позволять легко делать выборки данных по определенному признаку, например по центрам ответственности, видам продукции, сотрудникам, временным периодам и т. д. Для этого необходимо каждой статье доходов и расходов, каждому центру ответственности и каждому виду деятельности присвоить соответствующие коды.

Разработка системы кодов должна предусматривать следующее:

-        система кодов должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить взаимосвязь управленческого учета и бюджетирования. Для этого оба процесса разрабатываются на основе одной организационно-функциональной модели компании.

-        модель компании должна отражать финансовую структуру, описывать порядок движения материальных, денежных и документарных потоков, выявлять центры концентрации финансовых ресурсов.

-        для систем управленческого учета и бюджетирования разрабатывается одинаковая номенклатура статей затрат и доходов, при этом каждой из статей присваивается определенный код, позволяющий легко находить и группировать данные.

Кроме того, с помощью системы кодов достигается взаимосвязь между управленческим учетом и бюджетированием.

Для статей затрат и доходов в денежной форме предусматривается специальная кодировка. Это должно существенно облегчить формирование бюджета денежных средств и отчета о его исполнении.

При разработке документооборота основное внимание нужно уделить первичным документам, предназначенным для внутреннего пользования. Примером таких документов могут быть заявки на проведение безналичных платежей или выдачу денег из управленческой кассы.

В форму первичных учетных документов целесообразно ввести такие обязательные поля, как «Направление деятельности», «Код затрат», «Центр ответственности», которые сразу же позволят определить принадлежность хозяйственных операций к тому или иному центру ответственности, бизнес-процессу, временному периоду.

При разных вариантах организации управленческого учета порядок документооборота будет различным. Если все учетные документы поступают к бухгалтеру, ведущему управленческий учет, то необходимо лишь зафиксировать это положение в регламенте. Если же бухгалтер отражает данные в управленческом учете на основе базы данных бухгалтерского учета, то необходимо разработать отдельный документ, регламентирующий порядок переноса учетных записей о хозяйственных операциях из бухгалтерской базы в управленческую.

В регламенте документооборота должен определяться не только порядок отражения хозяйственной деятельности в управленческом учете, но и состав управленческой отчетности. Каждому из отчетов должна быть дана краткая характеристика, необходимо также определить периодичность формирования отчетов и представления их руководству.